Найти тему
Свободная школа

Как мы искали репетитора. Часть 1. Знакомство по телефону

Найти хорошего репетитора - это задача достаточно сложная, особенно когда нужны занятия сразу по двум предметам. Я искала сыну репетитора для занятий фортепиано и вокалом. У меня был конкретный заказ. При выборе репетитора это нормально - клиент имеет право высказать ему свои пожелания. Так вот я хотела, чтобы сын сорок минут занимался игрой на пианино и двадцать минут пел. Он занимался для себя, для общего развития. Цели поступить в музыкальное учебное заведение у него не было. Однако выбор репетитора превратился в настоящую драму, о которой я хочу рассказать.

Собственно, зачем я пишу эту статью? Чтобы люди, работающие репетиторами, не повторяли оплошностей своих коллег и не теряли клиентов. Я расскажу с позиции клиента о моих разговорах с репетиторами по телефону и о том, что мне не понравилось.

Я дала объявление сразу в несколько баз репетиторов. Я знаю, что так делают многие клиенты. Просто базы репетиторов, как правило, по заявке клиента находят только одного репетитора и торжественно назначают его. Они присылают письмо: "На Ваш запрос был подобран репетитор Курочкин Иван Петрович. Он позвонит Вам в течение суток". Это рассчитано на то, что клиент примет эту данность, успокоится и больше никого искать не будет.

Я же не хотела, чтобы меня ограничивали в выборе, поэтому обратилась в разные фирмы. И каждая фирма назначила своего репетитора. Вот тут-то и началось собеседование по телефону с разными претендентами.

Сначала нам приглянулась анкета преподавательницы лет сорока. И внешность, и биография, и заслуги, и стоимость уроков - всё подходило. Я ей позвонила. К моему удивлению, учительница сразу взяла доминирующий тон, пыталась уличить меня в музыкальной неграмотности и морально подавить. Меня это удивило: разве мама ученика должна разбираться в музыке? Разве ей должно быть стыдно, что она не знает каких-то музыкальных терминов?

Первый вопрос, который эта учительница задала мне:

- Какой у вашего сына голос? Грудной или фальцет?

Я говорю:

- Не знаю. Ему девять лет.

Она:

- Как это, не знаете? И почему вы написала в своей заявке слово "вокал"? В таком возрасте это ещё нельзя назвать вокалом!

- Не знаю, как это называется по-научному, но сын хочет заниматься пением, - отвечаю я.

Однако претензии у неё продолжались и продолжались. Она говорила высокомерным, оскорбительным тоном, пытаясь доказать, что она умнее меня.

Получив порцию неприятных эмоций от этого телефонного разговора, я вычеркнула эту учительницу из претендентов. Если она так себя ведёт со мной, как она будет обращаться с ребёнком?

Следующая учительница была молодая, красивая. Возраст 22 года. Представилась она по имени-отчеству. Надо сказать, я в свои сорок представляюсь без отчества. Зачем это между взрослыми людьми?

- Я к вам смогу приезжать только в восемь вечера, - говорит она.

- В восемь - это поздно, - отвечаю я.

- Но ведь я работаю! - возмущается она. - Согласитесь, работа ведь важнее, чем вы!

Заканчиваем разговор. Вычёркиваю. Пусть идёт на свою работу, раз это важнее. Странно! Она ведёт себя так, как будто она единственная преподавательница в мире и мы должны под неё подстраиваться.

Конечно, нельзя сказать, что нам попадались только хамы. Были звонки от очень приятных, вежливых преподавателей, кстати, с высокой квалификацией. Но с ними мы не договорились по другой причине. У них было очень мало свободного времени, и подходящие дни у нас не совпадали. Но это и неудивительно! Клиентов у таких преподавателей хоть отбавляй! Их телефоны я себе оставила на всякий случай.

Позвонила ещё одна претендентка на роль репетитора. Послушала наши пожелания.

- Сколько дней в неделю вы собираетесь заниматься? - спрашивает.

- Один день в неделю, - отвечаю я.

- Но один - это слишком мало! - высказывает недовольство она. - Чтобы был результат, надо хотя бы три дня в неделю заниматься!

Странный человек! А она спросила меня про мою зарплату? Просто вот надо, и всё! Иначе результата не будет! Что за шантаж? Я понимаю, когда кто-то готовится к ЕГЭ. Но у нас-то сроки не ограничены. Сын занимается для себя, и его вполне устраивают занятия раз в неделю.

Что ещё меня смущало в некоторых репетиторах? Отсутствие пунктуальности и пренебрежение к клиентам уже на уровне телефонных звонков. Звоню очередной преподавательнице, которую мне назначила ещё одна фирма. Он берёт трубку:

- Сейчас не могу говорить, я вам перезвоню через пятнадцать минут.

Проходит час. Я уже перестала её ждать, и она вдруг звонит.

- Я сейчас в метро еду. Позвоните мне минут через двадцать! Я буду в переходе.

Оказывается, теперь я должна звонить. Мне надо подгадать, когда она будет в переходе. Кстати, такое общение всё равно бесполезно - в переходах метро шум такой, что ничего не слышно. И к чему был этот звонок, если она всё равно не может разговаривать? Желание ей звонить пропало. Я представила себе, что она так же поведёт себя с нашими занятиями: "Я приду минут через двадцать". "Нет, через час". А через два часа она говорит: "А я ещё в метро еду!" Знаю я таких людей. Заводить с ними дела никому не советую.

Под конец я хочу сказать вот что. Репетитор - это такая же работа, как и другие работы. Родитель ученика - это работодатель, он платит деньги. Поэтому помимо своей анкеты и восхваления себя по телефону репетитору надо быть пунктуальным. Нужно звонить именно тогда, когда обещал. Это сразу характеризует репетитора хорошо. Если репетитор даёт клиенту понять, что у него есть дела поважнее, чем занятия с учеником, то неудивительно, что от такого откажутся. Представьте себе на минутку, что Вы при приёме на работу сообщаете своему будущему работодателю, что работа у Вас далеко не на первом месте в жизни, а так, по остаточному принципу. Конечно, он Вас не возьмёт. Что ещё важно? Уважение к клиенту! Да, возможно, Вы знаете что-то такое, чего клиент не знает. Но ведь именно поэтому он Вас и нанимает! И платит Вам! Надо относиться к клиенту и к его ребёнку уважительно! И всякие манипуляции, чтобы увеличить число занятий, тоже выглядят некрасиво. Создаётся впечатление, что репетитор хочет вытянуть у клиента побольше денег. Это допустимо только при подготовке к экзамену в сжатые сроки, когда нужно успеть пройти программу.

Репетиторы должны помнить, что конкуренция на рынке данных услуг большая, и надо с первых минут разговора производить хорошее впечатление на заказчика.

Продолжение здесь.