Анастасия Павловна Каменская взялась обучить молодого журналиста из Тюмени Петра Кравченко грамотному чтению материалов уголовного дела. Обучение проводится на документах двадцатилетней давности, как будто случайно попавших Петру в руки. Дело тогда было раскрыто: убийца явился с повинной и был осужден пожизненно, но журналист уверен в его невиновности и пытается найти доказательства своей идеи. Чем закончилась эта история для легенды московского розыска Насти Каменской и ее подопечного, мы знаем из книги.
Я предлагаю вам провести небольшое собственное расследование.
В одной из глав романа герои отправляются на место преступления: к дому, где в 1998 году собственным соседом по коммуналке была убита семья из трёх человек.
На основании приведённых в книге Марининой А. данных мы заполним пробел в протоколе явки с повинной, выяснив точный адрес места преступления, узнаем, почему писательница выбрала для книги именно его, и попытаемся восстановить маршрут прогулки Насти Каменской и Петра Кравченко.
Из протокола явки с повинной:
«Оперуполномоченный второго отдела майор милиции Шульга С.В. на основании статьи сто одиннадцать УПК РФ составил настоящий протокол в том, что гражданин Сокольников Андрей Александрович <…> явился с повинной в органы милиции и, будучи предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье триста один УК РФ, показал, что двадцатого июня тысяча девятьсот девяносто восьмого года совершил убийство в квартире… дома номер… по улице… мужа и жены Даниловых, совершивших до этого убийство своей дочери, Даниловой Наташи, шести лет».
Дом и улицу совсем скоро мы будем знать совершенно точно.
Глава 5. Суббота. Сентябрь 2018-го.
Так же, как Настя и Пётр, мы встретимся у памятника Грибоедову на Чистых прудах.
Настя, приехавшая на встречу на машине, оставила ее на «большом подземном паркинге рядом со станцией метро». Очевидно, речь идёт о паркинге «Тургеневка».
Петра как журналиста и будущего (а пока только в мечтах) известного писателя, конечно, интересовали место преступления и общая атмосфера конца 90-х, которые он в силу возраста помнить не мог. Поэтому прогулка по Чистым прудам стала ещё и прогулкой в прошлое: в 1998 год.
Отлично помнила Настя киоски и палатки с шаурмой, блинами и прочим уличным фастфудом:
Предполагаю, что сначала Настя с Петром шли по аллее Чистопрудного бульвара, а на первом же пешеходном переходе, у Большого Харитоньевского переулка, перешли на улицу.
"Нам сюда, в арку, - сказал Пётр. - Я разведку местности успел провести".
Реальный адрес книжного убийства
Ближайшая арка находится в доме №9 по Чистопрудному бульвару.
Двор за аркой Насте был знаком.
«Этот тихий московский дворик Настя смутно припоминала. Кажется, раньше через него был сквозной проезд на улицу Чаплыгина. Теперь не проедешь: арка перегорожена шлагбаумом, как и множество других дворов в городе..».
Бывший проезд легко проследить, если игнорировать современные шлагбаумы:
Найти в этом дворе пятиэтажный одноподъездный дом дореволюционной постройки с выносным лифтом проще простого: такой дом во дворе один-единственный:
Я почти не сомневалась, что вычислила этот дом правильно. Но хотелось убедиться, что автор имела в виду именно его — и если действительно его, то почему. В случайные совпадения не верилось.
И тогда я набралась храбрости и написала Александре Марининой (на самом деле — Марине Анатольевне Алексеевой) в соцсетях. И получила ответ: «Вы совершенно точно определили дом, именно его я и описала. В нем с 2000 года находится офис моего литагента, и там же я каждый день работала на протяжении 15 лет. Теперь приезжаю туда только для встреч с журналистами и представителями издательства, а работаю дома».
Признаюсь, я очень обрадовалась и даже возгордилась:)
Можно вписать в протокол адрес: ул. Жуковского, д.4, стр.3.
Интересно, не найдется ли среди читателей этого поста жильцов этого дома или их знакомых?..
Прогулка по Чистопрудному...
После осмотра места преступления Пётр предложил погулять еще, а потом закончить прогулку кофе с пирожными в одной из кафешек, заранее им присмотренных.
Не было ни одной причины не погулять, и Настя согласилась.
«Они вышли из арки на бульвар и направились в сторону театра «Современник». В романе здание театра еще закрыто на ремонт, но сейчас ремонт окончен, и театр вновь принимает публику. На большом баннере можно увидеть портреты всех актеров труппы.
Когда-то в «Современнике» играла и Елена Яковлева (как раз в годы съёмок «Каменской»); сейчас она является приглашенной актрисой спектакля «Играем… Шиллера!»
А кто-нибудь помнит кинотеатр «Колизей», для которого в 1915 году было построено это здание и который находился здесь до 1970 года?
«Дошли до пересечения с Покровкой, перешли на противоположную сторону и двинулись назад, к станции метро.
Настя рассказывала, что помнила: вот эта библиотека была здесь еще с советских времен, вот здесь был продуктовый магазин, вот в этом здании — мастерская металлоремонта, в которой она однажды делала копию ключа, а вон тот дом был ужасно обшарпанным и, казалось, вот-вот рухнет».
Признаюсь, тут я точно опознала только библиотеку — предполагаю, что имеется в виду библиотека имени Достоевского.
Думаю, что большой продуктовый магазин был по адресу Покровка, 17. Сейчас там "Дикси" и множество разных заведений, а когда-то был большой "Гастроном". Небольшой опрос прохожих на улице мне не помог: может, подскажет кто-то из читателей?..
Совсем рядом еще одна достопримечательность Чистопрудного бульвара - дом со зверями. Посмотрите, какой красавец! И посмотрите, как мне повезло: гуляя по страницам детектива, встретила машину СК!:)
"Аннушка", которую вспоминает Каменская, тоже по-прежнему здесь. Её маршрут с 1998 года несколько изменился, но у Чистых прудов она ходила всегда. А когда-то на ней можно было проехать по всему Бульварному кольцу!
Интересные воспоминания о Чистопрудном бульваре вообще и "Аннушке" в частности оставил Юрий Нагибин. А переходить трамвайные пути следовало в специальных местах с вертушкой!
Увлечённые разговором о событиях 1998 года (а кто бы в нашей стране таким разговором не увлёкся?), Каменская и Кравченко вернулись к метро "Чистые пруды". "Макдоналдс" на углу вроде бы тоже уже открыли", - с сомнением говорит Настя. Сомневается она не зря: в компании "Макдоналдс" мне сказали, что ресторан на Мясницкой, 30/1/2 стр1 был открыт 4 апреля 2001 года; но кто теперь может представить жизнь без "Макдоналдса":)...
И перешли на Сретенский бульвар.
Прогулка по Сретенскому
Архитектурной доминантой Сретенского бульвара являются, конечно, дома Страхового общества "Россия": они занимают почти всю левую (если смотреть от Чистых прудов) сторону бульвара.
Думаю, как раз по этой стороне бульвара шли наши герои, выбирая кафе, чтобы выпить по чашечке кофе и свою прогулку завершить. Кафе, которое в итоге выбрала Настя, "ориентируясь на цвет зонтов", находилось на другой стороне Сретенского бульвара.
В этом году погода не особенно располагала к установке летних террас, а уж осенью их довольно быстро не стало вовсе. Метод зонтов применить не удалось, пришлось действовать методом исключения: Настя вряд ли выбрала бы пивной бар; одно из кафе было закрыто летом 2018; другое открылось меньше месяца назад и только одно находится на этом месте уже много лет. В общем, берусь предположить, что кофе Настя и Пётр (а также неожиданные для Насти приглашенные Пётром гости) пили в кафе "Сандал". А может быть, этот место не имело конкретного прототипа:)
Но для развития сюжета встреча в кафе на Сретенском бульваре стала событием важным: здесь окончательно завязался узелок, за концы которого довольно долго и безнаказанно дёргал человек с "комплексом Бога".
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!