Правительство Мексики через посредство Национальной комиссии по водным ресурсам (Конагуа), обеспокоенное проблемами бедных слоев населения, а точнее отсутствием превентивных мер по борьбе с засухами в Мексике в прошлом, разработало всеобъемлющую, но практическую структуру базовых мер, которая включала необходимые меры, действительно способствующие минимизации последствий засухи, лучше, чем дорогостоящие традиционные меры, принимаемые правительствами.
В связи с сильной засухой 2011-2012 годов Конагуа завершила к концу 2012 года эту инициативу в форме Указаний, которые дадут 26 водосборным советам, независимым от Конагуа, указания относительно того, что, кто, когда, где и как должен быть связан с мерами по борьбе с возможными следующими засухами. Такие руководящие принципы были официально опубликованы 22 ноября 2012 года.
Мексиканские федеральные власти решили поддержать эту инициативу путем разработки Национальной программы по засухам, которая обеспечивает основу для ее всестороннего и широкого осуществления. Подготовка данной Программы была начата к декабрю 2012 года под руководством Конагуа.
К моменту начала реализации Программы Конагуа была приглашена в Женеву, Швейцария, 13 марта 2013 года для участия в Совещании высокого уровня по национальной политике борьбы с засухой (HMNDP), чтобы рассказать, как Мексика планирует бороться с засухой. Следует отметить, что Мексиканская Национальная программа по засухам отвечает нескольким рекомендациям, упомянутым в ходе этого важного мероприятия.
В числе своих целей Национальная программа по борьбе с засухой PRONACOSE направлена на обмен концепциями и принципами, лежащими в ее основе, а также опытом ее осуществления, с тем, чтобы обеспечить ее постоянное и динамичное совершенствование.
Предыстория
Площадь Мексики составляет 1 964 375 км², 66% ее территории классифицируется как пустыня или полупустыня. Население страны составляет 105 миллионов человек, а население рассредоточено менее 2500 человек, что повышает его уязвимость перед засухой.
Параллели 14°32′27″ и 32°43′06″ с.ш. ограничивают южную и северную оконечности Мексики, которые также содержат самые большие пустыни мира. Мексика характеризуется высокой повторяемостью засух, и ее история свидетельствует о некоторых периодах нехватки воды и продовольствия, которые вызвали миграцию, например, цивилизаций майя и теотиуаканов. В последнее время засухи оказали серьезное воздействие на экономическую деятельность, а иногда и на выполнение обязательств, взятых в Договоре 1944 года между Мексикой и Соединенными Штатами Америки по водным ресурсам.
Что касается внимания, уделяемого засухе (и другим природным явлениям), то Мексика имеет большой разрыв между общим объемом ассигнований на цели восстановления и объемом инвестиций на цели предупреждения засухи; отсутствие инвестиций на цели предупреждения приводит к чрезмерным экономическим и социальным издержкам, которые также подрывают устойчивое развитие страны.
Мексика традиционно осуществляет программы чрезвычайной помощи после наступления засухи для обеспечения водоснабжения и продовольствия, поддержания надлежащего состояния здоровья, восстановления пострадавшей экономики (посредством финансирования и субсидий), а также для продвижения проектов или инфраструктуры для оказания чрезвычайной помощи.
Недавний опыт засухи 2011-2012 гг., самой серьезной с 1941 г. засухи в Северной и Центральной Мексике, затронувшей (на различных этапах и уровнях) около 70% этой территории, составил почти 6,5 млн долл. из почти 47,5 млн долл., утвержденных Фондом для борьбы со стихийными бедствиями (ФОНДЕН), и до февраля 2013 г. был использован для оказания помощи десяти государствам.
Существует настоятельная необходимость радикального изменения стратегии в мексиканском правительстве, а также в обществе в направлении более активного участия, четкого определения государственных рамок планирования и инвестиций и реальных оперативных местных планов по предупреждению засухи.
На пути к комплексной политике борьбы с засухой в Мексике
В декабре 2013 года Конагуа приступила к разработке и осуществлению Национальной программы по борьбе с засухой с целью решения проблемы засухи (PRONACOSE) на основе комплексного и основанного на широком участии подхода. Цель заключается в определении всех видов действий, которые позволят своевременно, скоординировано и эффективно принимать решения как по смягчению, так и по предотвращению засухи, учитывая региональные особенности и согласовывая такие действия с местными органами власти и заинтересованными сторонами в области водных ресурсов.
PRONACOSE была запущена президентом Мексики 10 января 2013 года и в Конагуа в феврале 2013 года.
Отличительной чертой этой инициативы является то, что 32 штата и местные органы власти играют ключевую роль в этих усилиях, а также все водопользователи через 26 бассейновых советов, которые охватывают всю мексиканскую территорию.
Мексиканская Национальная программа по борьбе с засухой на период 2013-2018 годов предусматривает комплексный и основанный на широком участии подход по нескольким направлениям:
- Она включает как предотвращение, так и смягчение последствий путем оценки необходимых ресурсов, определения действий и создания структуры для организации заинтересованных сторон, а также сокращения воздействия на людей, товары, инфраструктуру, деятельность, а также на окружающую среду.
- Она способствует совершенствованию прогнозирования, раннего предупреждения и распространения данных, что включает в себя и то, и другое: периодический сбор и анализ гидрометрических и климатических данных, а также информации о водохранилищах и о местоположении засухи или ее уровнях или степени интенсивности; и распространение информации о засухе в целях руководства осуществлением мероприятий.
- Она способствует: координации действий правительств федерального, государственного и муниципального уровней (для совместных программ и ресурсов) и вовлечению водопользователей. Последнее включает в себя обучение для понимания информации мониторинга и вариантов сотрудничества пользователей в действиях по сокращению спроса на воду и эффективному использованию воды.
- Она поддерживает: план по засухе для каждого из 26 водосборных советов и план по засухе для основных водопользователей. Первый подразумевает, что органы власти и пользователи в рамках их соответствующих проектных решений бассейновых советов, а затем реализуют свои планы с учетом местных особенностей. Планы для крупных водопользователей ищут для них конкретные действия (крупные водохозяйственные предприятия, ирригационные районы или промышленные объекты).
- Местная реализация также подразумевает, что водопользователи и органы власти в бассейновом совете определят триггеры для реализации согласованных действий на основе официальной информации об эволюции засухи. Кроме того, они должны согласовать ряд добровольных мер, которые, как ожидается, приведут к значительному сокращению расходов воды, а также обязательных мер.
Один из ключевых принципов заключается в том, что разработка таких планов со временем требует все большей сложности и совершенствования (динамичное планирование), однако ожидается, что со временем участие заинтересованных сторон будет расширяться, равно как и оценка и обратная связь.
Национальная программа по засухам нуждается в увязке с существующими федеральными программами и, в конечном счете, в их согласовании с бассейновыми планами. Для достижения этой цели Программа предусматривает создание Межведомственной комиссии и Экспертного комитета.
Обе организации будут рассматривать, информировать, обогащать и поддерживать программу, реализацию плана и необходимые исследования засухи. В состав Межведомственной комиссии входят в общей сложности 13 федеральных агентств: Конагуа, внутренние дела, окружающая среда, сельское хозяйство и развитие сельских районов, экономика, энергетика, здравоохранение, национальная оборона, судоходство, образование, социальное развитие, землепользование и туризм. Экспертный комитет рассматривает исследователей, а также высокопрофессиональных специалистов из различных частей страны.