Найти тему
Взгляд со стороны

Общественный транспорт Брюсселя, или как должен выглядеть идеальный трамвай

Оглавление
Брюссельский трамвай
Брюссельский трамвай

Брюссель, о котором я недавно вам рассказывал в общих чертах – прообраз города с очень удобной и хорошей транспортной системой. И это даже если сравнивать её не с маленькими городами типа Твери, Калуги или же Ярославля, с полноценными миллионниками. А брюссельский трамвай можно смело брать, как эталон для городского рельсового транспорта.

Брюссельский общественный транспорт представлен метро, трамваем и автобусом. Протяженность метро в столице Бельгии – почти 50 километров. Метро состоит из 7 линий и 59 станций. Протяженность трамвайных линий составляет порядка 130 километров и включает в себя 19 маршрутов. С автобусами история ещё интереснее. Маршруты существуют как ночные, так и дневные. Днём по городу курсирует 50 маршрутов, покрывая собой 360 километров городских улиц, а ночью (с полуночи до трёх часов утра) пассажиру предоставляют 11 отличных от дневных маршрутов протяженностью в 112 километров. Таким образом, общественный транспорт в Брюсселе работает круглосуточно.

Стоимость проезда

Тарифное меню для пассажиров предоставляет огромный выбор билетов. Одна поездка (билет JUMP 1 Voyage) стоит 2.10 € и позволяет сделать бесплатную пересадку в течение 60 минут. Билет на поездку формата «туда-обратно» (JUMP Aller-Retour) стоит 4.20 €, но вторую поездку необходимо совершить в течение суток.

Кроме того предлагается выбор безлимитных проездных на сутки, на двое суток и на 72 часа. Стоимость их составляет 7,50, 14 и 18 € соответственно. Также предлагаются билеты на 5 и 10 поездок стоимостью в 8 и 14 €. Билеты можно записывать на транспортную карту MOBIB – аналог московской тройки. Кстати, система оплаты построена таким образом, что она вынуждает пассажиров покупать транспортную карту, стоимость которой - 5 €.

Схема общественного транспорта Брюссельского столичного региона
Схема общественного транспорта Брюссельского столичного региона

Говоря об этих тарифах, речь идёт маршрутах в зоне MTB - определённому участке Брюссельской агломерации. Всего в Брюсселе обслуживанием наземного транспорта занимаются четыре перевозчика. Самый крупный из них - STIB-MIVB. Есть ещё компании De Lijn и TEC, которые работают на автобусных маршрутах. Четвёртый перевозчик – SNCB, обслуживающие железнодорожные линии. Если же у STIB-MIVB тарифная сетка едина и неизменна на всех маршрутах, кроме линий в аэропорт, то у двух других перевозчиков за зоной MTB стоимость проезда вырастает в зависимости от километража.

Автобусы компании De Lijn на конечной станции
Автобусы компании De Lijn на конечной станции

Отдельную нишу занимают билеты на автобусы до аэропорта. Что же касается маршрутов до аэропорта, то билет на одну поездку при покупке в билетном автомате стоит 4.50 €, а у водителя эта сумма возрастает до 6 €. Билет на 10 поездок стоит 32 €.

Почему в Брюсселе надо платить за проезд

С учётом минимальной зарплаты в Брюсселе в 1,5 тысяч евро, стоимость проезда не такая и высокая. А вот безбилетник может нарваться на серьёзный штраф. Тарифная сетка штрафов за безбилетный проезд на сегодняшний день такая:

107 € придётся заплатить, если вы забыли приложить к терминалу в транспорте свою карту MOBIB (в том случае, если у вас на ней не записан проездной билет, а вы пользуетесь разовыми поездками). 214 € будет стоить повторное нарушение в течение двух лет. 408 € - штраф за подделку билета или карты MOBIB.

Брюссельский трамвай

Трамвайная сеть Брюсселя является одной из старейших в мире. Первый трамвай на конной тяге вышел на маршрут 1869 году. Спустя восемь лет здесь стали использоваться паровые трамваи, а в 1894 году в Брюсселе начал действовать электрический трамвай. Всё это время система развивалась, и сегодня – одна из лучших в мире. Поэтому если вы хотите построить в своём городе правильное и удобное трамвайное сообщение, просто берите готовый опыт Брюсселя.

Сегодня здесь работают 19 трамвайных маршрутов, часть из которых проходит под землёй. Это так называемый метротрам или пре-метро, а по сути – скоростной трамвай. В России такой тип транспорта есть только в Волгограде.

Порядка 90 % трамвайных линий отделены от проезжей части, а на маршрутах курсируют комфортабельные пятисекционные вагоны Bombardier Flexity Outlook, кузов которых окрашен в серебристо-коричневый цвет. Особенность этих вагонов - они «двухголовые». То есть, как и в электропоездах, кабина для вагоновожатого размещена как во главе состава, так и в хвосте. Таким трамваям не требуется разворотное кольцо, то делает их конечные станции значительно компактнее.

Посадочные платформы делают доступ в вагоны удобнее. Дверь в трамвай открывается при помощи зеленой кнопки на дверях кабины. Трамвай не стоит в пробках и не мешает движению, не создаёт шумовой фон. Первые трамваи выезжают к пассажирам около шести часов утра, а возвращаются в депо после полуночи.

Именно благодаря продуманной транспортной сетке и инфраструктуре трамвайное движение в столице Бельгии не только окупает себя, но и несёт прибыль в бюджет. Брюссельский трамвай пользуется популярностью у пассажиров. К такой модели только сейчас начали приходить в Москве и Петербурге. Малым городам России и вовсе не дождаться чего-то подобного.

Метрополитен

Метрополитен представляет сеть из пяти линий, по которым можно уехать в любые районы города. Вроде бы, метро как метро. Но для россиян, которые ранее не были знакомы с метрополитеном в Европе, существует маленький сюрприз. Вы не сможете, как в Москве или Питере, проехать по одному билету на нескольких ветках. Перроны чётко разделены, а пути проходят по центру подземки. Поэтому, когда вы спускаетесь в метрополитен, важно чётко понимать, в какую сторону вы поедите. Иначе придётся платить за билет дважды. Выйти без билета, кстати, тоже не получится. Метро оборудовано электронной системой считывания смарт-карт Calypso.

Автобусы

Автобусные маршруты в Брюсселе проходят как по выделенным полосам, так и по полосам для всех транспортных средств. А ещё у автобусов есть одна особенность – им позволено передвигаться по выделенным трамвайным путям, а потому нередко можно встретить картину, когда за пятисекционным «Бомбардиром» двигается «трамвай на резиновом ходу».

Брюссель, как и большинство европейских городов, старается идти в ногу со временем, и автобусы начинают постепенно заменять электробусами.

Такси

Такси в Брюсселе в чем-то схоже с нашими сервисом «Яндекс.Такси», Uber и т.д. Только подчиняется оно неизвестному бизнесмену, а муниципальным властям. Именно - дирекции такси министерства Брюссельского столичного региона. Дирекция контролирует и устанавливает единые стандарты и тарифы для всех перевозчиков.

Цена поездки в такси по Брюсселю будет варьироваться от 7 до 30 €.

2.40 € стоит посадка. Далее существуют две тарифные зоны. В пределах Брюссельского столичного региона поездка стоит 1.80 € за километр. За его пределами - 2.70 € за километр. Время простоя – 30 € за час.

Все автомобили такси оборудованы счётчиками, окрашены в чёрный цвет с «шашечками» на борту. В основном автомобили представлены сегментом премиального класса. Реже встречается гольф-класс. Все автомобили, работающие в такси, не должны быть старше 7 лет.

Помимо премиальных авто, среди автомобилей такси можно встретить минивэны и гибриды Toyota Prius

Каждый автомобиль оснащен терминалом для безналичной оплаты. По окончанию поездки водитель выдаёт пассажиру распечатанный чек с данными своего авто, ценой и контактами оператора. Водители сидят на фиксированной зарплате, а все заработанные деньги идут на оплату транспортной работы перевозчику и в бюджет. Мигранты за рулём такси, конечное же, встречаются. Но чтобы попасть на работу, нужен высокий уровень знания английского языка.

У всех таксомоторов есть специализированные стоянки. Они обустроены в местах массового скопления людей, чтобы пассажиру не пришлось идти несколько кварталов в поисках машины. Также такси можно вызвать по номеру телефона или через приложение в смартфоне.

Каршеринг и самокаты

Каршеринг в Брюсселе хоть и не сильно распространён, но присутствует. Занимается им компания Zen Car. И она полностью перешла на экологический транспорт – электрокары. В аренду можно взять электромобили Renault и BMW, которые расположены на специальных парковках.

Взять в аренду машину можно как сразу на паркинге, так и зарезервировать заранее. Для того, чтобы расплатиться, потребуется специальная карта компании и деньги на ней. В автомобилях установлены ридеры, которые по окончании поездки спишут нужную сумму. Стоимость аренды варьируется в зависимости от модели машины и времени суток.

Тарифная сетка на услуги каршеринга
Тарифная сетка на услуги каршеринга

Но куда более популярный способ передвижения у брюссельцев – это взятые на прокат электросамокаты. Найти их можно на каждом углу. Город в прямом смысле усыпан этим видом транспорта. Чтобы воспользоваться ими, надо скачать приложение. По GPS-маяку в самокате оно определяет время проката и по окончанию использования вам выставляют счет.

Цены на прокат варьируются в зависимости от компании, которая предлагает услугу. Сегодня в Брюсселе их шесть. В среднем же аренда электросамоката обойдётся вам в пределах 1 € за первую минуту использования, а далее 15 - центов в минуту. Можно оплатить пользование самокатом сразу на час, что в среднем стоит порядка 6.5 €. Стоимость проката на сутки – 39 €.

Любопытная деталь – самокаты сейчас начинают оснащать алкотестерами, а значит нетрезвым вы его не арендуете.

Как уже было сказано, искать самокат долго не придётся. Специальных стоянок (как, например, в Москве) для них не предусмотрено, а потому люди оставляют самокаты где попало. Чтобы найти транспортное средство, надо просто скачать специальное приложение, которое покажет все находящиеся поблизости свободные электросамокаты. Приехав на самокате к месту назначения, его можно оставить на улице.

Тут стоит отметить, что в Брюсселе, а особенно в его историческом центре, создана очень удобная инфраструктура для передвижения как пешком, так и на самокатах. Потому такая прогулка по городу оставит куда больше впечатлений, нежели поездки на автобусах или такси.

-11