Брюссель, о котором я недавно вам рассказывал в общих чертах – прообраз города с очень удобной и хорошей транспортной системой. И это даже если сравнивать её не с маленькими городами типа Твери, Калуги или же Ярославля, с полноценными миллионниками. А брюссельский трамвай можно смело брать, как эталон для городского рельсового транспорта.
Брюссельский общественный транспорт представлен метро, трамваем и автобусом. Протяженность метро в столице Бельгии – почти 50 километров. Метро состоит из 7 линий и 59 станций. Протяженность трамвайных линий составляет порядка 130 километров и включает в себя 19 маршрутов. С автобусами история ещё интереснее. Маршруты существуют как ночные, так и дневные. Днём по городу курсирует 50 маршрутов, покрывая собой 360 километров городских улиц, а ночью (с полуночи до трёх часов утра) пассажиру предоставляют 11 отличных от дневных маршрутов протяженностью в 112 километров. Таким образом, общественный транспорт в Брюсселе работает круглосуточно.
Стоимость проезда
Тарифное меню для пассажиров предоставляет огромный выбор билетов. Одна поездка (билет JUMP 1 Voyage) стоит 2.10 € и позволяет сделать бесплатную пересадку в течение 60 минут. Билет на поездку формата «туда-обратно» (JUMP Aller-Retour) стоит 4.20 €, но вторую поездку необходимо совершить в течение суток.
Кроме того предлагается выбор безлимитных проездных на сутки, на двое суток и на 72 часа. Стоимость их составляет 7,50, 14 и 18 € соответственно. Также предлагаются билеты на 5 и 10 поездок стоимостью в 8 и 14 €. Билеты можно записывать на транспортную карту MOBIB – аналог московской тройки. Кстати, система оплаты построена таким образом, что она вынуждает пассажиров покупать транспортную карту, стоимость которой - 5 €.
Говоря об этих тарифах, речь идёт маршрутах в зоне MTB - определённому участке Брюссельской агломерации. Всего в Брюсселе обслуживанием наземного транспорта занимаются четыре перевозчика. Самый крупный из них - STIB-MIVB. Есть ещё компании De Lijn и TEC, которые работают на автобусных маршрутах. Четвёртый перевозчик – SNCB, обслуживающие железнодорожные линии. Если же у STIB-MIVB тарифная сетка едина и неизменна на всех маршрутах, кроме линий в аэропорт, то у двух других перевозчиков за зоной MTB стоимость проезда вырастает в зависимости от километража.
Отдельную нишу занимают билеты на автобусы до аэропорта. Что же касается маршрутов до аэропорта, то билет на одну поездку при покупке в билетном автомате стоит 4.50 €, а у водителя эта сумма возрастает до 6 €. Билет на 10 поездок стоит 32 €.
Почему в Брюсселе надо платить за проезд
С учётом минимальной зарплаты в Брюсселе в 1,5 тысяч евро, стоимость проезда не такая и высокая. А вот безбилетник может нарваться на серьёзный штраф. Тарифная сетка штрафов за безбилетный проезд на сегодняшний день такая:
107 € придётся заплатить, если вы забыли приложить к терминалу в транспорте свою карту MOBIB (в том случае, если у вас на ней не записан проездной билет, а вы пользуетесь разовыми поездками). 214 € будет стоить повторное нарушение в течение двух лет. 408 € - штраф за подделку билета или карты MOBIB.
Брюссельский трамвай
Трамвайная сеть Брюсселя является одной из старейших в мире. Первый трамвай на конной тяге вышел на маршрут 1869 году. Спустя восемь лет здесь стали использоваться паровые трамваи, а в 1894 году в Брюсселе начал действовать электрический трамвай. Всё это время система развивалась, и сегодня – одна из лучших в мире. Поэтому если вы хотите построить в своём городе правильное и удобное трамвайное сообщение, просто берите готовый опыт Брюсселя.
Сегодня здесь работают 19 трамвайных маршрутов, часть из которых проходит под землёй. Это так называемый метротрам или пре-метро, а по сути – скоростной трамвай. В России такой тип транспорта есть только в Волгограде.
Порядка 90 % трамвайных линий отделены от проезжей части, а на маршрутах курсируют комфортабельные пятисекционные вагоны Bombardier Flexity Outlook, кузов которых окрашен в серебристо-коричневый цвет. Особенность этих вагонов - они «двухголовые». То есть, как и в электропоездах, кабина для вагоновожатого размещена как во главе состава, так и в хвосте. Таким трамваям не требуется разворотное кольцо, то делает их конечные станции значительно компактнее.
Посадочные платформы делают доступ в вагоны удобнее. Дверь в трамвай открывается при помощи зеленой кнопки на дверях кабины. Трамвай не стоит в пробках и не мешает движению, не создаёт шумовой фон. Первые трамваи выезжают к пассажирам около шести часов утра, а возвращаются в депо после полуночи.
Именно благодаря продуманной транспортной сетке и инфраструктуре трамвайное движение в столице Бельгии не только окупает себя, но и несёт прибыль в бюджет. Брюссельский трамвай пользуется популярностью у пассажиров. К такой модели только сейчас начали приходить в Москве и Петербурге. Малым городам России и вовсе не дождаться чего-то подобного.
Метрополитен
Метрополитен представляет сеть из пяти линий, по которым можно уехать в любые районы города. Вроде бы, метро как метро. Но для россиян, которые ранее не были знакомы с метрополитеном в Европе, существует маленький сюрприз. Вы не сможете, как в Москве или Питере, проехать по одному билету на нескольких ветках. Перроны чётко разделены, а пути проходят по центру подземки. Поэтому, когда вы спускаетесь в метрополитен, важно чётко понимать, в какую сторону вы поедите. Иначе придётся платить за билет дважды. Выйти без билета, кстати, тоже не получится. Метро оборудовано электронной системой считывания смарт-карт Calypso.
Автобусы
Автобусные маршруты в Брюсселе проходят как по выделенным полосам, так и по полосам для всех транспортных средств. А ещё у автобусов есть одна особенность – им позволено передвигаться по выделенным трамвайным путям, а потому нередко можно встретить картину, когда за пятисекционным «Бомбардиром» двигается «трамвай на резиновом ходу».
Брюссель, как и большинство европейских городов, старается идти в ногу со временем, и автобусы начинают постепенно заменять электробусами.
Такси
Такси в Брюсселе в чем-то схоже с нашими сервисом «Яндекс.Такси», Uber и т.д. Только подчиняется оно неизвестному бизнесмену, а муниципальным властям. Именно - дирекции такси министерства Брюссельского столичного региона. Дирекция контролирует и устанавливает единые стандарты и тарифы для всех перевозчиков.
Цена поездки в такси по Брюсселю будет варьироваться от 7 до 30 €.
2.40 € стоит посадка. Далее существуют две тарифные зоны. В пределах Брюссельского столичного региона поездка стоит 1.80 € за километр. За его пределами - 2.70 € за километр. Время простоя – 30 € за час.
Все автомобили такси оборудованы счётчиками, окрашены в чёрный цвет с «шашечками» на борту. В основном автомобили представлены сегментом премиального класса. Реже встречается гольф-класс. Все автомобили, работающие в такси, не должны быть старше 7 лет.
Помимо премиальных авто, среди автомобилей такси можно встретить минивэны и гибриды Toyota Prius
Каждый автомобиль оснащен терминалом для безналичной оплаты. По окончанию поездки водитель выдаёт пассажиру распечатанный чек с данными своего авто, ценой и контактами оператора. Водители сидят на фиксированной зарплате, а все заработанные деньги идут на оплату транспортной работы перевозчику и в бюджет. Мигранты за рулём такси, конечное же, встречаются. Но чтобы попасть на работу, нужен высокий уровень знания английского языка.
У всех таксомоторов есть специализированные стоянки. Они обустроены в местах массового скопления людей, чтобы пассажиру не пришлось идти несколько кварталов в поисках машины. Также такси можно вызвать по номеру телефона или через приложение в смартфоне.
Каршеринг и самокаты
Каршеринг в Брюсселе хоть и не сильно распространён, но присутствует. Занимается им компания Zen Car. И она полностью перешла на экологический транспорт – электрокары. В аренду можно взять электромобили Renault и BMW, которые расположены на специальных парковках.
Взять в аренду машину можно как сразу на паркинге, так и зарезервировать заранее. Для того, чтобы расплатиться, потребуется специальная карта компании и деньги на ней. В автомобилях установлены ридеры, которые по окончании поездки спишут нужную сумму. Стоимость аренды варьируется в зависимости от модели машины и времени суток.
Но куда более популярный способ передвижения у брюссельцев – это взятые на прокат электросамокаты. Найти их можно на каждом углу. Город в прямом смысле усыпан этим видом транспорта. Чтобы воспользоваться ими, надо скачать приложение. По GPS-маяку в самокате оно определяет время проката и по окончанию использования вам выставляют счет.
Цены на прокат варьируются в зависимости от компании, которая предлагает услугу. Сегодня в Брюсселе их шесть. В среднем же аренда электросамоката обойдётся вам в пределах 1 € за первую минуту использования, а далее 15 - центов в минуту. Можно оплатить пользование самокатом сразу на час, что в среднем стоит порядка 6.5 €. Стоимость проката на сутки – 39 €.
Любопытная деталь – самокаты сейчас начинают оснащать алкотестерами, а значит нетрезвым вы его не арендуете.
Как уже было сказано, искать самокат долго не придётся. Специальных стоянок (как, например, в Москве) для них не предусмотрено, а потому люди оставляют самокаты где попало. Чтобы найти транспортное средство, надо просто скачать специальное приложение, которое покажет все находящиеся поблизости свободные электросамокаты. Приехав на самокате к месту назначения, его можно оставить на улице.
Тут стоит отметить, что в Брюсселе, а особенно в его историческом центре, создана очень удобная инфраструктура для передвижения как пешком, так и на самокатах. Потому такая прогулка по городу оставит куда больше впечатлений, нежели поездки на автобусах или такси.