Люди и другие приматы обладают сложными способностями учиться и выносить суждения, основанные на относительной величине. Сравнение величин имеет решающее значение при принятии решений (например, какой из двух продуктов является более желательным?), проведении социальных оценок (например, кто из них более дружественный?) и многих других форм оценки (например, кто может бегать быстрее, этот медведь или я?).
Помимо сравнения, основанного на элементарных измерениях восприятия (например, определение длины двух сегментов линии или ярче двух огней), люди могут делать аналогичные суждения на основе символических измерений, используя информацию, хранящуюся в памяти (например, относительный размер или интеллект различных животных). Нечеловеческие приматы также способны по крайней мере на примитивные символические сравнения. Например, обезьяны-резус способны запоминать формы (арабские цифры), которые соответствуют маленьким цифрам (1-4 точки), так что формы приобретают нейронные представления, пересекающиеся с соответствующими воспринимаемыми цифрами, и могут быть сравнены на этой основе.
Наблюдаются поразительные параллели между перцептивными и символическими суждениями. В частности, как перцептивные, так и символические суждения дают такой эффект расстояния, что легкость суждений (индексируемых по точности и/или времени реакции) возрастает с разницей в величине сравниваемых объектов. Символический эффект расстояния наблюдается не только в измерениях, таких как размер, но и в более абстрактных измерениях, таких как интеллект животных и скалярных прилагательных качества.
Нечеловеческие приматы также демонстрируют эффект расстояния для суждений по различным измерениям восприятия, включая числовые показатели. При вынесении суждений с использованием контрастных полярных концепций, как перцептивным, так и символическим суждениям, которые также дают меньший эффект семантического соответствия.
Как и эффект расстояния, эффекты семантической конгруэнтности были также получены у обезьян. Еще одно явление, эффект выраженности, относится к тому факту, что для некоторых пар полярных прилагательных одно ("необозначенная" форма) в целом легче поддается обработке, чем другие. Например, на "необозначенный" вопрос "Какой крупнее?" ответы обычно даются быстрее, чем на "обозначенный" вопрос "Какой меньше?". Влияние заметности подразумевает, что эффект соответствия часто принимает форму асимметричного взаимодействия.
Как создаются величины?
Были предложены многочисленные модели символических сравнений магнитуд. Однако настоящая статья сосредоточена на вопросе, который редко задавался, но на который было дано гораздо меньше ответов: откуда берутся субъективные величины? В случае перцептивных суждений с одномерными стимулами (например, меняющимися по громкости тонами) разумно предположить, что конкретный нейронный канал генерирует величины. Для символических сравнений подразумевалось, что долгосрочное представление каждого сравниваемого объекта в памяти включает величину (возможно, с соответствующей дисперсией), и что эти величины просто извлекаются и загружаются в рабочую память, где работает процесс сравнения.
Для некоторых типов символических сравнений, таких как числовые величины цифр, может действительно случиться так, что каждый объект имеет предварительно сохраненную величину в долговременной памяти. Но для более сложных измерений это предположение сомнительно и даже нереалистично. Даже суждения о символических размерах, тесно связанные с перцептуальными особенностями, вряд ли всегда будут основываться на заранее сохраненных величинах, поскольку размер на самом деле является сложной функцией трехмерной формы.
Действительно, последние данные свидетельствуют о том, что хотя численные величины автоматически активируются при чтении целых чисел, величины, связанные с именами животных, активируются только тогда, когда перед читателем стоит задача сравнения размеров.
- Люди могут хранить значения размеров для нескольких "знаковых" объектов (например, слон или мышь), но вряд ли будут иметь предварительно сохраненные значения размеров для менее известных животных (например, бобра или меч-рыбы).
Представление о том, что величины хранятся заранее, становится еще более неправдоподобным для широкого спектра измерений, по которым люди могут проводить символические сравнения, особенно в межличностной и социальной сферах (например, интеллект, дружелюбие, религиозность, консерватизм). Вместо того, чтобы быть элементарными компонентами концептуальных значений, величины часто могут быть получены, зависящими от контекста. Кроме того, вместо предварительного хранения величины могут быть рассчитаны по мере необходимости в ответ на запрос.
Модели опорных точек
Последний основной класс моделей (и наиболее подходящий для настоящего предложения) включает модели, которые определяют местоположение эффектов совпадения и заметности в рамках самого процесса сравнения величин. Интуитивная идея заключается в том, что при оценке (например) того, больше ли слон, чем бегемот, субъективная разница в величине является более дискриминационной, чем при оценке того, меньше ли слон, чем бегемот. Такие эффекты дискриминации могут возникать при помощи механизма, с помощью которого форма вопроса модулирует магнитудные представления в рабочей памяти.
Был предложен ряд конкретных моделей, которые разделяют гипотезу о том, что полярность сравнения служит для установления опорной точки на соответствующем конце континуума или около него, и что различия в величине между объектами вблизи опорной точки различаются легче, чем в противном случае сопоставимые различия между объектами вдали от опорной точки. Холиоак утверждал, что подход к опорной точке в совпадающем крайнем измерении помогает кодировать полярность вопроса (т.е. проводить различие между "выбрать большее" и "выбрать меньшее" для конкретной пары сравнений).
Исходные модели по своей природе не являются лингвистическими и поэтому могут в принципе применяться к сравнительным суждениям в отношении нелингвистических видов; они могут учитывать влияние формы вопроса на решения о прямой дискриминации, и в некоторых вариантах они предсказывают общий вывод, что эффект соответствия больше, когда решения являются более трудными.
Кроме того, эталонные модели могут потенциально объяснить еще одно важное свойство эффекта конгруэнтности, которое заключается в том, что они чувствительны к диапазону величин, отображаемому в наборе стимулов. Например, если все представленные стимулы являются относительно небольшими животными (например, меньше собаки), то относительно крупные животные в этом ограниченном наборе (например, кролик и бобр) будут иметь преимущество при "выборе большего" по сравнению с "выбором меньшего". Аналогичные эффекты наблюдались и в исследованиях сравнительных оценок обезьян. Естественно предположить, что наблюдатель может стратегически сместить ориентиры для отражения диапазона величины представленных стимулов.