Рост государственного капитализма - распространение нового вида бизнеса в странах с развивающейся экономикой.
- Действительно, исследование 2000 крупнейших компаний мира - так называемых Forbes Global 2000 - и их отечественных и зарубежных дочерних компаний, показывает, что более 10% из них являются мажоритарными государственными компаниями.
Совокупные продажи этих крупных голубых фишек государственных предприятий примерно из 40 стран OECD и не входящих в OECD, эквивалентны 6% мирового GNI. Эти компании являются одними из крупнейших и наиболее влиятельных предприятий в мире, и несколько важных развивающихся стран имеют очень высокую долю государственной собственности среди своих крупнейших фирм. Государственный сектор всегда был ключевым элементом многих экономик, в том числе наиболее развитых.
Так почему же в последнее время государственная собственность стала вызывать озабоченность у политиков и бизнеса?
- Во-первых, традиционно государственный сектор был ориентирован на внутренний рынок. Однако в глобализованном мире, характеризующемся растущей интеграцией рынков через торговлю и инвестиции, SOEs все чаще конкурируют на международном уровне с частными компаниями. Это происходит на их внутренних рынках, на внутренних рынках частных компаний и на третьих рынках и часто связано с деловыми партнерами по разведке и добыче или переработке.
- Во-вторых, в некоторых случаях расширение государственного сектора было связано с правительственными стимулами в условиях финансового кризиса, в результате чего государственный сектор вырос, а не отступил.
- В-третьих, либерализация многосторонней торговли в рамках GATT и WTO, соглашения о преференциальной торговле и односторонние реформы привели к резкому снижению тарифных барьеров в развитых и развивающихся странах. Сегодня все больше и больше за приграничными барьерами мешает торговле, и в некоторых случаях эти барьеры, по-видимому, связаны с государственной собственностью.
С другой стороны, существуют законные экономические и неэкономические причины для государственной собственности, и взгляды на роль правительства в экономике могут различаться в суверенных странах и различных политических системах.
Так почему же государственная собственность вызывает озабоченность у торгового сообщества?
Основной проблемой для торгового сообщества является антиконкурентное воздействие льгот, предоставляемых государственным предприятиям. Во многих странах государственные предприятия подчиняются одному и тому же набору правил - или даже более строгим правилам - чем их частные коллеги, или могут в какой-то степени оказаться в невыгодном положении по сравнению с частными компаниями, например, в отношении обязательств общественного блага. Однако во многих других случаях государственные предприятия пользуются преимуществами, предоставляемыми государством, что может дать им конкурентное преимущество перед другими фирмами.
- Эти преимущества могут принимать форму прямых субсидий, льготного финансирования, государственных гарантий, преференциального режима регулирования или освобождения от соблюдения антимонопольного законодательства или правил банкротства, и это лишь некоторые из них.
Трансграничные антиконкурентные последствия, которые потенциально могут быть вызваны государственными предприятиями, могут создавать проблемы как для частных предприятий, так и для существующей нормативной базы, призванной содействовать конкуренции на международных рынках. В тех случаях, когда такие пагубные последствия являются значительными и трудно поддаются дисциплинарному взысканию в рамках существующих правовых и политических вариантов, они могут вызвать коммерческую напряженность и стать источником протекционизма.
- Иностранная общественность может захотеть, чтобы ее правительства наложили ограничения или торговые барьеры для предотвращения вредного взаимодействия с иностранными государственными предприятиями, что может привести к ситуации с негативными внешними последствиями или даже к торговой войне. Таким образом, существует основа для призыва к международной координации политики и регулирования SOE.
До сих пор данные о трансграничном воздействии остаются либо эпизодическими, либо ограничиваются исследованиями, охватывающими отдельные случаи. Учитывая, что международные активные SOEs время от времени вызывали споры, более систематический межстрановой анализ представляется своевременным и необходимым.
С точки зрения международной торговли возникают три основных вопроса:
- Насколько важна государственная собственность в глобальной экономике;
- Какие виды льгот, предоставляемых SOEs правительствами, несовместимы с ключевыми принципами недискриминационной торговой системы;
- Какая политика и практика способствует эффективной конкуренции между всеми участниками рынка?
Государственные закупки, т.е. закупки товаров и услуг правительствами и государственными предприятиями, составляют значительную долю ВВП (10-25%) и оказывают непосредственное влияние на экономику.
В частности, открытые и прозрачные режимы государственных закупок напрямую укрепляют потенциал правительств по созданию значимой для развития инфраструктуры и предоставлению социально значимых товаров и услуг для граждан. Кроме того, в странах с крупным государственным сектором государственные закупки могут стать важным инструментом предоставления преференциального режима для отечественных частных и государственных фирм или ограничения доступа на рынки для иностранных фирм.
Поэтому эффективное регулирование на национальном и международном уровнях в этой области также имеет решающее значение для выравнивания условий для международной торговли и инвестиций. Положения о государственном управлении содержатся в плюрилатеральном соглашении о государственных закупках WTO, региональных торговых соглашениях, таких как Североатлантическое соглашение о свободной торговле, двусторонних торговых соглашениях, таких как Соглашение о свободной торговле между США и Колумбией или Соглашение о свободной торговле между ЕС и Мексикой, и внутренней политике государственных закупок.
На многостороннем уровне Соглашение о правительственных закупках, заключенное в 1994 году и пересмотренное в 2011 году, на сегодняшний день является единственным юридически обязательным соглашением в WTO, посвященным правительственным закупкам.
Соглашение обязывает участников соблюдать определенные основные правила, касающиеся доступа на рынки, прозрачности, конкуренции и надлежащего управления в связи с закупками, которые указаны в приложениях к Соглашению каждой Стороны и которые охватывают товары, услуги и строительство объектов капитальной инфраструктуры органами государственной власти.