Из неизданной книги "Земной поклон"...
Владимир Петрович Соколов живет вместе с дочерью Галиной в одной из стандартных пятиэтажек в Сосновке.
Он фронтовик, был тяжело ранен в ноги. Все бы и ничего – благоустроенная квартира все же, но пятый этаж… Поэтому из дома ветеран, разумеется, при помощи детей, выходит не часто…
Владимир Петрович 1922 года рождения. Всего у его родителей было семеро детей. Жили в деревне Середнево, неподалеку от поселка Заря. Родители работали в совхозе.
«Учился я в Поченгской школе, четыре класса, - рассказывает сам Владимир Петрович. - В пятый немножко походил, да больше не пришлось, в пастухи порядили. Так до войны в совхозе и работал – конюхом, скотником, пастухом...»
О войне узнали в Середневе по радио. «Стали тут все сходиться, плакали…» - вспоминает ветеран. В первые же дни начали уходить на фронт мужчины. А 29 октября 1941 года призвали в армию и девятнадцатилетнего Владимира Соколова.
«Собрали нас сначала в Вологде, на Льнострое (нынешний Льнокомбинат) – там был сборный пункт. Оттуда повезли в воинскую часть. Я был зачислен сначала в воздушный десант…»
Далее, из рассказа ветерана я узнал о странной по тем временам истории…
Я много слышал о строжайшей дисциплине в то время, но, оказывается, случались и тогда факты головотяпства, иначе не скажешь. Вагон, в котором везли к месту службы Владимира Петровича и его товарищей, на одной из станций, видимо, по ошибке, отцепили от состава и отогнали на запасные пути. Остались они, только что призванные ребята, без начальства, без документов, без продуктов.
Долго стояли там, на станции, название которой, ветеран уже не помнит, пока разбиралось с их командой воинское начальство. А была уже поздняя осень, холод. Продавали с себя одежду, чтобы купить хоть какую-то еду... Привезли их в конце-концов в Саратов, в учебную часть.
Но Владимир Соколов почти сразу попал в госпиталь – сильно простыл в холодном вагоне. Долго и тяжело болел. Воспаление легких, да еще и тиф – лежал уже в палате «смертников», врачи и медсестры не верили, что выживет. Но молодой организм переборол болезнь. «Видят, что живу – стали меня подкармливать, двойную пайку давать… Выкарабкался…»
И не только «выкарабкался», но после выздоровления прошел курс обучения и был направлен служить в пехоту. ПТР – противотанковое ружье, стало оружием бойца Соколова.
Весной 1942 году он был направлен на Центральный фронт. «Калининское направление, под Москвой стояли в Волоколамске», - пояснил Владимир Петрович.
Там наши войска, отогнав немцев от Москвы, переходили к обороне, окапывались.
«Привезли на передовую-то – надо траншеи копать, ходы сообщения. А у нас только саперные лопатки – ими не много нароешь. Откуда-то взяли все же штыковую лопату…»
«Немцы нас постоянно обстреливали, пытались прорвать оборону… Первый день нас ещё в запасе оставили, а на второй день – в бой».
- Страшно было? – спрашиваю я Владимира Петровича.
- Понятно… Был случай, когда один заявил – «не пойду и все», от страсти заболел, с ума сошел. Отправили его куда-то…
Около полугода находился Владимир Соколов на передовой. Всякого повидал. «Стреляешь из ружья по танку: ногами в землю упрешься покрепче, и все равно отдачей плечо отшибает… - Вспоминает он. – А немцы очень боялись наших «катюш» и охотились на них, я сам этому свидетель: машина приехала на передовую, дали ребята залп и сразу же уехали, а немецкая артиллерия и начала по этому месту, где машина стояла, бить. А «катюша» уже с другого фланга стреляет…»
Началось наступление наших войск. «Сначала артподготовка – казалось, что все небо горит, а потом пошли мы в атаку…» - вспоминает Владимир Петрович тот бой, в котором и был ранен в обе ноги.
В полевом госпитале на раны было наложено шестнадцать швов. А потом отправили Владимира Соколова на Урал, в Пермь (в то время город Молотов). Еще полгода в госпитале лежал. Там и получил известие из дома о смерти отца…
После госпиталя Владимир Петрович не был комиссован по ранению, а продолжал службу в нестроевой части в Вологде при госпитале – работал в кочегарке, в прачечной… Там до конца войны уже и служил.
По окончании войны, он вернулся в родную деревню. Вскоре поехал учиться на тракториста в поселок Бавлены в Ивановской области… Трактористом он в результате так и не стал, не позволили дававшие знать о себе раны, но зато там, в Ивановской области, встретил свою будущую жену, с которой, скажу забегая вперед, и прожил он в мире да ладе пятьдесят лет. «Из-за Новленского родом была, а встретились там вот…»
Жили в Середневе, работали в сапожной мастерской. Семья начала расти, приходилось часто переезжать в поисках жилья да и лучшего заработка.
Дочь ветерана, Галина Владимировна, присоединившаяся к нашему разговору, вспоминала, как жили они уже в Якунино: «Мама работала дояркой, а папа на конюшне, конюхом. Мы ходили маме помогать, а ребята папе…» Вот теперь уже надо сказать, что нажили супруги Соколовы десять детей: шесть дочерей и четырех сыновей.
«Вот тут я герой!» - сам о себе, вроде и в шутку, со смешком, но и с явной гордостью сказал Владимир Петрович.
- Потом я вышла замуж… - рассказывала уже Галина Владимировна.- Увидели мы с мужем объявление: приглашали работать на мелиорации, обещали жилье здесь в Сосновке. Мы сюда и переехали, а постепенно и всю семью сюда перевезли.
Теперь лишь один из братьев живет в Санкт-Петербурге, остальные братья и сестры в Сосновке.
В 1985 году получили квартиру и старшие Соколовы. «Хотелось бы на первый этаж обменяться, да никак не получается», - говорит Владимир Петрович. Жена его умерла в 2000 году и теперь вместе с отцом живет дочь Галина…
- А внуков-то сколько у Вас? - я спросил, резонно полагая, что если десять детей то уж и внуков не мало. И не ошибся…
- Внуков? Много… - Владимир Петрович опять улыбнулся.
А Галина Владимировна стала считать, загибая пальцы на руках: «У Гены двое, у Оли двое, у меня – трое…» Двадцать два внука! А правнуков – двадцать семь насчитали!
«Всей семьей, конечно, собраться не удается, но бывает, что больше десяти человек здесь у папы собирается, - говорит Галина Владимировна (я невольно прикидываю, как же они тут все в однокомнатной-то умещаются). – Наш брат Анатолий очень хорошо играет на гармошке, он участник телепередачи «Играй, гармонь»… - рассказывала дочь ветерана.
И захотелось мне встретиться с гармонистом Анатолием Соколовым. Галина тут же и позвонила ему, да он в это время работал, не удалось нам поговорить… Что ж, для себя зарубку делаю – это мне еще предстоит…
А с Владимиром Петровичем Соколовым мне надо было прощаться…
Он не получил на фронте никаких наград – не довелось подвигов совершать. (Сколько их, честно выполнявших солдатскую работу, не совершавших громких подвигов… Но именно такими солдатами, их общим усилием и совершен главный подвиг – Победа). А десять детей Владимира Петровича – это ведь тоже подвиг, а большая и дружная семья – разве не награда?.. Он ведь и сам так считает. И правда – герой!