https://pixabay.com/images/ihttps://pixabay.com/get/54e5d34b4957af14f6da8c7dda6d49214b6ac3e45656724b7d2b73d19e/people-2568353_1280.jpg?attachmentd-2568353/
Подделка произведений искусства и мошенничество известны давно, но в век Интернета это так же просто, как и Ctrl+C.
Материалы средств массовой информации широко копируются и распространяются - зачастую нелегально - поскольку отечественные системы hi-fi позволяют легко копировать виниловые записи и радиопередачи на кассету.
Интернет сделал пиратство еще более доступным. Пользователи организовали глобальные сети для обмена скопированными компакт-дисками по почте.
В настоящее время медийное пиратство чаще всего организуется через "торренты" и в большей степени через потоковое вещание.
Хотя распространение медийного контента таким образом часто является незаконным, эта практика настолько распространена, а обеспечение ее соблюдения настолько затруднено, что к ней часто относятся так, как будто она носит добровольный характер.
В последнее время законные службы подписки вытеснили некоторые виды пиратства, обеспечив доступ к средствам массовой информации и выплачивая лицензионные платежи правообладателям, используя поступления от членских взносов или рекламы.
Однако ни одна модель распространения, кроме блокчейн не смогла эффективно реагировать на реалии незаконной торговли цифровым контентом в эпоху Интернета, обеспечивая при этом баланс интересов первоначального автора, клиента и различных посредников.
При покупке книг и дисков потребители приобретают собственные материальные ценности, которые они могут впоследствии продать, отдать или оставить в наследство.
Их права ограничены, например, они не могут распространять копии и должны выплачивать роялти, если транслируют контент. Покупая цифровой эквивалент того же самого носителя, потребители знают, что не получат права собственности на физический артефакт, но многие не понимают, что они также не получают права собственности на любой контент. Скорее, заключается лицензионное соглашение, действующее либо в течение определенного периода времени, либо в течение определенного количества игр.
Эти лицензии не могут быть проданы, переданы или даже оставлены в наследство. Создание коллекции законно принадлежащей цифровой музыки, литературы, игр и фильмов часто обходится примерно так же дорого, как и создание коллекции различных дисков и книг с тем же содержанием.
Это значительные пожизненные инвестиции, но они не могут быть переданы, и срок их действия истекает после смерти. Хотя старшие поколения могут получать удовольствие с помощью коробок винила, книг и игр, которые они оставили для себя, современные дети могут не иметь такого же доступа к цифровому контенту своих родителей.
Могут ли технологии блокчейн помочь решить эти и другие проблемы с цифровыми медиа?
Как управлять цифровыми правами в цепочке блокчейн
Технологии блокчейн могут использоваться для управления правами потребителей, связанными с цифровыми продуктами. В большинстве случаев речь идет о произведениях массового производства, цифровых аналогах компакт-дисков, DVD-дисков и книг, где оригинальный художник продает большое количество экземпляров.
Однако это также актуально для новой области уникальных цифровых произведений искусства, которая является цифровым эквивалентом, например, живописи. Здесь приобретается не производная версия, как MP3 композиции, а эксклюзивные права на оригинал произведения.
Блокчейн может защитить потребителей и создателей всех видов цифровых произведений путем регистрации истории прав собственности на цифровую собственность и, возможно, даже путем обеспечения соблюдения цифровых прав.
Блокчейн может быть использован для регистрации всех продаж, займов, пожертвований и других подобных передач отдельных цифровых артефактов.
Все транзакции засвидетельствованы и согласованы всеми пользователями. Подобно операциям на банковском счете или в земельном реестре, артефакты не могут быть переданы, если они не находятся в законной собственности.
Покупатели могут проверить, что они покупают законные копии MP3 и видеофайлов. Действительно, история транзакций позволяет любому лицу удостовериться в том, что различные передачи прав собственности ведут обратно к первоначальному владельцу, т.е. создателю произведения.
Эту концепцию можно было бы сочетать с разумными договорами, с тем чтобы доступ к контенту мог быть предоставлен другим лицам на определенный срок до его автоматического возвращения или чтобы пожелания о наследовании могли быть реализованы автоматически после регистрации свидетельства о смерти.
Для того чтобы все это сработало, важно, чтобы при переходе права собственности на контент от одной стороны к другой, бывшие владельцы теряли свои права, как если бы они продавали виниловые пластинки на вторичном рынке.
Действительно, знание того, когда заканчиваются права одного пользователя, так же важно, как и знание того, когда начинаются права другого пользователя. Здесь блокчейн позволит проверить, кто является владельцем контента, а также его историю владения.
Это позволит клиентам убедиться в том, что они покупают законные товары, а не незаконные копии, а также позволит правообладателям обеспечить соблюдение своих прав.
Проверка наличия законных прав собственности может даже осуществляться с помощью технологий, при этом устройства проверяют наличие прав собственности в профиле пользователя, прежде чем разрешить воспроизведение. Это потребует разработки новых кодексов и отраслевых стандартов, а также форматов файлов, объединяющих контент с разрешениями.
Помимо покупки лицензионных копий цифровых произведений, таких как MP3-песни, можно также купить и продать оригинальные произведения, т.е. саму песню.
Подобно тому, как покупка картины предоставляет больше прав, чем покупка копии картины, покупатель оригинальных цифровых работ также приобретает исключительное право транслировать контент, продавать копии и принимать меры против других лиц, которые используют контент незаконно.
Для покупателей крайне важно знать, покупают ли они сами произведение, обладающее соответствующей ценностью и правами, или же это просто воспроизведение, лицензированное для личного пользования.
В этом случае цепочка блоков может быть использована для проверки реального владельца контента, будь то его оригинальная версия или легитимная копия, а также совокупности прав, связанных с этим контентом.
Помимо прав продавцов и покупателей, блокчейн может быть использован для защиты прав первоначальных создателей произведений, которые могут сохранить некоторые права после продажи своего контента.
Эти первоначальные создатели могут представлять собой сложную сеть субъектов, претендующих на частичное владение и право на получение роялти, когда контент используется в коммерческих целях.
Например, для музыкальных треков это могут быть писатели, музыканты и другие артисты, а также звукорежиссеры, менеджеры и ряд специализированных посредников. Права каждого из этих субъектов, а также условия и средства их возмещения могут быть закодированы в цифровом формате, что позволяет осуществлять более надежные и эффективные платежи.
Выплаты роялти могут даже осуществляться автоматически с помощью «умных» контрактов.
Использование технологии блокчейн может позволить потребителям покупать и продавать цифровые копии во вторые руки, передавать безвозмездно или жертвовать на благотворительность.