Найти тему
Черничные Мюсли

«Токийский Гуль» и оправдание каннибализма

Оглавление

В мире постмодернизма у современного автора стоит самая главная и сложная задача - сотворить нечто новое, отличимое от множественного односезонного продукта. Продемонстрировать новизну.
Иногда это оборачивается громким успехом, а иногда невнятным хаосом. Если второй вариант может вызвать у людей приблизительно одинаковую реакцию «хм, как-то сумбурно», то первый вариант вмещает несколько альтернатив: принятие, безразличие или отрицание. Я же хочу сфокусироваться на отрицании.

С 2011 года регулярно выходит манга под названием «Токийский Гуль» от автора Суи Исиды. История повествует о мальчике, который при случайном стечение обстоятельств становится наполовину человеком и наполовину гулем (не голубем, а существом, которое обладает сверхчеловеческими силами и побочным эффектом в виде желания поедать человеческую плоть). Мда, совсем непростая ситуация. Таким образом он становится единственным в своем роде полукровкой, которому дана потрясающая возможность быть тем самым связующим мостом между воинствующими расами. И вот здесь начинается самое интересное...

Есть или не есть - вот в чем вопрос

Весь конфликт строится на том, что людям тяжело признать отторгающее различие гулей.
На этом моменте зрителей знакомят с положительными гулями, которые используют максимально безобидные способы утоления своего голода, а именно поедание людей, покончивших жизнь самоубийством (в городе, где происходят главные события, существует конкретный мост, который привлекал таких людей) и кровь доноров (но это не самый действующий метод). Вроде бы это должно успокоить, никто никого насильно же не убивает. Но когда переносишь эти условия в реальную жизнь, то становится немного не по себе. Представьте, что у вас есть друг. Очень хороший друг. Пусть будет ваш самый лучший друг, который внезапно заявляет: «Чувак, я каннибал. Мне нравится есть людскую плоть, животное мясо не могу переносить, прям тошнит. Только не волнуйся, я употребляю в пищу только суицидников, т.е. трупы.»

-2

Вопрос расизма

С первого взгляда кажется, что эта история отражает тему расизма. Представим, что мы живем в этом выдуманном мире, но только социальный прогресс пошел немножко вперед. Гули не подвергаются преследованиям, люди живут с ними рядом. Изменения в правах другой расы произошли совсем недавно, т.е. предрассудки еще остались. А теперь представим, что вашего соседа съедает какой-то гуль (допустим, что по следам на трупе стало понятно, каким образом было совершено преступление), нарушает закон. У Вас есть еще один сосед, который тоже гуль. Как думаете, на кого больше всего падет подозрений? На Вас или на соседа-гуля?
Если вы правильно ответили, то теперь перенесите на наши реалии. Ничего не напоминает?
Ни в коем случае не пытаюсь сравнить какую-либо расу из нашего мира с гулями в плане формы поведения, лишь в плане стереотипного отношения к ним в вымышленной ситуации.
Но с другой стороны, в этой истории можно увидеть ужасающий потенциал провокационной идеи.

-3

Нереализованный потенциал

Однако «Токийский Гуль» не стал тем самым творением, которое могло бы совершить маленький шаг для японского визуального искусства, но большой для всего мира культуры.
Нужно понимать, что в данном случае мы можем лишь предполагать, почему автор выбрал тот или иной путь развития сюжета.
По моему мнению, Суи Исида даже не имел в планах поиграть с этой острой идей. И правильно! Острые предметы - не игрушка!
Сэйнэн - жанр, который не обязан предлагать глубокую философию и сосредотачивать весь сюжет именно на ней.
И тем не менее грустно осознавать, что такая амбициозная тема была оставлена без масштабного развития (социальный раскол, политические движения, влияние масс-медиа на ситуацию - отмечу, что здесь была предпринята попытка, но очень блеклая), хотя были предпосылки в сюжете.
Только представьте, что в этом вымышленном мире стали появляться политические партии, которые активно поддерживают гулей. Ну или уже состоявшиеся политические единицы, которые расчетливо используют сложившуюся ситуация в свою пользу: рейтинг, принятие законов и т.д.
Или например, ряд звезд, которые начинают совершать что-то вроде «каминг-аута». Превращение неприязни в тренд. Поп-звезда создает провокационный трек под названием «Eat me, baby» в поддержку преследуемых гулей. Я могу продолжать бесконечно. Вариантов очень много.

-4

Игра и свечи

История знает много случаев, когда произведения искусства вдохновляли людей на плохие поступки: «Над пропастью во ржи» и убийство Джона Леннона, «Темный рыцарь» и массовая стрельба в кинотеатре и т.д.
Перечисленные творения из примеров не обладали провокационной философией, но приоткрывали дверь в художественное исследование неизвестного внутреннего мира персонажей определенной прослойки: психология подростка в «Над пропастью во ржи» и философия анархизма в «Темном рыцаре». Я хочу обратить внимание на то, что эти произведения не несли деструктивный посыл социального характера, которым можно повести за собой толпу недовольных людей или кардинально повлиять на мир. Все-таки Сэлинджер рассматривал свою книгу, как особенный эксперимент - сможет ли он воспроизвести мышление подростка, а затем воссоздать это на бумаге. «Темный рыцарь» для Нолана тоже был своеобразным испытанием - сможет ли он деконструировать супергеройский жанр и создать нешаблонного злодея, который мог бы быть «зеркалом» для настоящего зла в реальном мире. Намерения авторов безобидны и эгоистичны, но по-человечески понятны.
Нелицеприятная и революционная идея «Токийского гуля» так и осталась лишь потенциалом, который мельтешил перед глазами в самых первых главах. Возможно ли, что автор вовремя осознал всю серьезность предполагаемых последствий и отказался развивать эту сюжетную линию? Возможно.

-5

P.S.

«Токийский гуль» хорошее произведение, в плане сюжета и сценарных задумок автор справляется на отлично. В своей статье я лишь рассуждал на тему нереализованного потенциала. Сама манга оставила положительные впечатления.