Найти тему
Дестрой

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации "Хвалынка"

Заброшенный военный аэродром дальней авиации "Хвалынка" с ВПП 05/23 первой категории длиной 3073 метра, где базировались 219-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Краснознамённый полк и 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк.

Для начала как обычно немного окунёмся в богатую на события историю аэродрома. Если где-то есть неточности, то заранее просим извинения.

-2

В 1926 г. первая легкобомбардировочная эскадрилья им. В. И. Ленина, получив новые самолёты Р-1 и сменив название на 40-ю отдельную авиационную эскадрилью им. В. И. Ленина была передислоцирована из Липецка в Спасск-Дальний, где в 1929 г. в составе 19-го Приморского корпуса принимала участие в военных операциях под Санчагоу, Сунгари, Лишаньфу, Мишаньфу, Дишудчжень и Мули.

За участие в боях в период Гражданской войны 8 пилотов были награждены орденом "Красного знамени".

Летом 1932 г. 40-я ОАЭ получила на вооружение многоцелевые разведчики-штурмовики Р-5 и в январе 1933 года переименована в 29-ю легкобомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина. Спустя год из Гатчины к ней передислоцировалась ещё одна эскадрилья на аналогичных самолётах.

Архивные фото найденные в интернете.
Архивные фото найденные в интернете.

В 1934 г. группа из семи лётчиков этой эскадрильи участвовала в спасении 104 моряков парохода "Челюскин", зажатого льдами у берегов Чукотки. За выполнение этой операции командир звена Н.П.Каманин был удостоен звания Героя Советского Союза, ещё четыре человека были награждены орденом "Ленина", двое орденом "Красного знамени" и один орденом "Красной звезды".

В начале 1937 г. эскадрилья была переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина, получив незадолго до этого на вооружение скоростные бомбардировщики СБ с дислокацией на аэродроме Хвалынка.

А летом 1938 г. приказом Командующего ОКДВА был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий, де из которых базировались в Хвалынке, а на базе Гатчинской эскадрильи был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк.

Архивное фото, найденное на авиафорумах.
Архивное фото, найденное на авиафорумах.

В тот же год здесь приземлился дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3 "Москва", стартовавший со Щелковского аэродрома в Подмосковье и преодолевший без промежуточной посадки за сутки 7580 км, пилоты которого В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинский стали Героями Советского Союза.

Также в 1938 г. самолёты 36-й и 55-й СБАП участвовали в разгроме японцев у озера Хасан, а в 1940 г. 24 экипажа были откомандированы для участия в боях Советско-Финской войны на Карельский перешеек. Летом 1941 г. 55-й СБАП был передислоцирован в Тамбов для принятия участия в боевых действиях и вошёл в состав Юго-западного фронта.

-5

После окончания Второй Мировой Войны началось обострение отношений СССР с США и в связи с началом Холодной Войны начала активно развиваться Дальняя Авиация СССР в т.ч. и на Дальнем Востоке, когда создавалась Воздушная армия с управлением в Хабаровске, хотя днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 г.

Старое фото Ту-16 найденное в архивах группы служивших здесь.
Старое фото Ту-16 найденное в архивах группы служивших здесь.

В начале 1950-х гг. 219-й ОДРАП, базировавшийся в на аэродроме уже имел на вооружении дальние бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, а к концу 1950-х гг. его ряды стали пополнять дальние разведчики Ту-16Р, выполнявшие все виды воздушной разведки.

После освоения экипажами дозаправки в воздухе, в начале 1960-х гг. самолёты стали регулярно совершать полёты на северные аэродромы в Арктику.

После реформ Дальней Авиации 1980 г. 219-й одрап вошёл в состав 30-й Иркутской воздушной армии Верховного Главнокомандования.

Фото знамени авиаполка, найденное в архивах группы служивших на аэродроме.
Фото знамени авиаполка, найденное в архивах группы служивших на аэродроме.
Старое фото Ту-22М3, найденное в архивах группы служивших здесь.
Старое фото Ту-22М3, найденное в архивах группы служивших здесь.

В 1992 г. взлётно-посадочную полосу аэродрома закрыли на ремонт, а экипажи одной эскадрильи 219-го ОДРАП переучивались на многоцелевые сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3 в Шайковке. В 1993 г. стали поступать первые самолёты и в начале 1994 г. переучивание было завершено. Было сформировано две не до конца укомплектованных эскадрильи, а из за нехватки средств вылеты совершались редко.

-9

Но спустя недолгое время уже в 1998 г. полк был расформирован, а некоторое время "Хвалынка" использовалась как аэродромом подскока.

-10

С 1960-х гг. на аэродром передислоцировался 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк, имевший на вооружении истребители-бомбардировщики Су-7 и истребители-перехватчики Як-28П.

Старое фото Як-28П, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.
Старое фото Як-28П, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.

Этот полк берёт свою историю с 1941 г., когда при 4-м запасном истребительном авиаполке Приволжского военного округа в Моршанске он был сформирован как Истребительный авиационный полк под литерой "В", а в 1942 г. был перименован в 821-й ИАП.

За образцовое выполнение заданий в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй, Указом Президиума Верховного Совета СССР осенью 1944 г. полк был награждён орденом Суворова третьей степени.

Старое фото МиГ-23 1980-х гг. найденное в интернете.
Старое фото МиГ-23 1980-х гг. найденное в интернете.

В 1980 г. полк перешёл из состава войск ПВО в состав ВВС и получил на вооружение фронтовые многоцелевые истребители МиГ-23МЛ.

Групповое фото советских и корейских лётчиков у самолёта МиГ-23, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.
Групповое фото советских и корейских лётчиков у самолёта МиГ-23, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.

На майские празднования 40-летия Победы 1985 г. были проведены взаимные дружественные визиты военных делегаций СССР и КНДР. Тогда 10 советских экипажей 821-го ИАП на самолётах МиГ-23МЛД нанесли визит в Корею, а на аэродром "Хвалынка" прибыло 10 экипажей МиГ-21ПФ.

В 1994 г. был расформирован.

-14

Прежде чем мы пойдём на сам аэродром, давайте заглянем в бывший гарнизон полка, расположенный через дорогу от аэродрома в селе Лётно-Хвалынском, также имевшим название Спасск-Дальний 3.

-15

У КПП бывшей войсковой части установлен реактивный истребитель МиГ-17 в честь павших в боях ВОВ.

-16
-17
Старое фото этого самолёта 1979 г. в.ч. 23489, найденное в Одноклассниках.
Старое фото этого самолёта 1979 г. в.ч. 23489, найденное в Одноклассниках.
-19

Сам КПП отражает всё состояние части.

-20

Возле КПП располагался штаб части.

-21

Бывший плац и видимо казарма.

-22
-23

Вообще на территории осталось не так много строений. Некоторые уже уничтожены под ноль, а от некоторых остались лишь голые стены и где что было сказать сложно не зная что это было изначально.

-24
-25
-26

Территорию когда-то опоясывали периметры, от которых практически ничего не осталось.

-27

Ещё какое-то здание.

-28
-29

А некоторые постройки и вовсе выглядят так.

В общем в гарнизоне смотреть уже давно не на что, так что двинемся к самому аэродрому.

-30

На территорию аэродрома мы заходим через КПП возле бывшего автопарка колёсных машин.

-31

У въезда стоят останки ЗиЛ-а.

-32

И пожарная старая машина, которую явно пригнали сюда не так уж и давно.

-33
-34
-35

Откуда по основной дороге движемся в сторону КДП и стоянок для самолётов.

-36

Вдоль дороги то тут то там попадаются входы в подземные укрытия личного состава и мелкие склады.

-37
-38

На некоторых сохранились такие брезентовые герметические двери.

-39
-40
-41
-42

По правой стороне дороги отходили повороты к различным трансформаторным, боксам и складам.

-43
-44
-45

Вероятно артезианская скважина.

-46

Станция ГСМ.

-47
-48
-49

Вот уже показался сам КДП дальней авиации.

-50
-51

Командно-диспетчерский пункт "Баркас" 219 ОДРАП, построенный в 1954 г.

-52

Первый этаж здания занимал штаб батальона связи и радиотехнического обеспечения в.ч. 78427, а на втором этаже размещались полковые диспетчеры и метеослужба в.ч. 65308.

-53

Когда-то это было шикарное строение.

-54
Фото 2010 года, найденное на сайте, посвящённом аэродрому. Ещё целы стёкла на окнах.
Фото 2010 года, найденное на сайте, посвящённом аэродрому. Ещё целы стёкла на окнах.
-56

Сейчас же перекрытия и лестницы обрушены.

-57
-58

У КДП была своя котельная.

-59

А в подвальной части было оборудовано убежище, на входе в которое сохранилась рама от гермодвери.

-60

От КДП в сторону стояночных мест уходит такая милая аллейка.

-61

Мы выходим на рулёжную дорожку вдоль которой раньше располагались стояночные места для самолётов 219-го ОДРАП.

Фото 1984 г. Ту-16Р на стоянке первой эскадрильи, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.
Фото 1984 г. Ту-16Р на стоянке первой эскадрильи, найденное на сайте посвящённом истории аэродрома.
-63

Дальше рулёжка приводит к стояночным местам для истребителей 821-го ИАП.

-64

Для них в 1960-х гг. были возведены арочные укрытия из быстровозводимых сборных железобетонных конструкций.

-65

В них самолёты проходили обслуживание.

-66

Раньше входы в разные группы укрытий перекрывались массивными защитными воротами. В группах ранних укрытий это были раздвижные железобетонные ворота, а в более поздних распашные, выполненные из металла и заполненными песком, перемещавшиеся на катках по рельсам.

-67
-68

Здание бывшего КДП полка.

Прижизненное фото 1980-х гг. найденное в интернете. За МиГ-23 виден КДП полка и укрытия для самолётов.
Прижизненное фото 1980-х гг. найденное в интернете. За МиГ-23 виден КДП полка и укрытия для самолётов.
-70

Так всё выглядит сейчас.

А так было в середине 2000-х. Фото Климентия Фомина.
А так было в середине 2000-х. Фото Климентия Фомина.
-72
-73

Газовочная площадка.

-74

Заглублённый наблюдательный пункт возле газовочной площадки.

-75
-76

На одном из окон сохранилось толстое бронированное стекло.

-77

Укрытие личного состава пристроенное к НП.

-78
-79

И такой вход в него под причудливо выросшим сверху деревом.

-80

Территория бывшего бомбохранилища. Там уже не на что смотреть.

Так что пойдём ко взлётно-посадочной полосе.

-81
-82
-83

Шестиугольные плиты рулёжных дорожек на выездах к ВПП.

-84

А вот плиты с самой полосы длинной 3073 метра и шириной 62 метра уже все сняли.

-85

Эта сломанная плита теперь всё, что напоминает о былом покрытии, хотя ещё несколько лет назад оно здесь было.

-86

При аэродроме был Спасский филиал 322 авиаремонтного завода. На его границе с аэродромом находилась одна из ТЭЧ.

-87

Теперь полностью заросшая деревьями как снаружи, так и внутри.

-88

Сам въезд на завод со стороны аэродрома, но туда мы не пойдём т.к. территория всё ещё охраняется, хоть и сдаётся в аренду.

Это же место в середине 2000-х. Фото Климентия Фомина.
Это же место в середине 2000-х. Фото Климентия Фомина.
-90

А так выглядит главный въезд на завод с дороги. Там за воротами можно заметить пару последних самолётов, доживающих свой век с известным печальным финалом на открытой площадке. А на этом всё.

-91

Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.