Несмотря на свое присутствие в психологической литературе на протяжении более ста лет, концепция привычки, на основании которой привычка служит для контроля поведения человека в повседневной жизни, остается активной темой исследований. Хотя привычка и прошлое были признаны определяющими факторами социального поведения человека в различных теоретических моделях, исследования, которые могли бы изучить относительную роль мотивационных (рефлективных) и привычных (автоматических) процессов в человеческой деятельности, были затруднены отсутствием надлежащей меры привычки. Психологи сейчас несколько ближе к реализации эмпирических данных, обосновывающих необходимость прививать как можно больше полезных привычек.
Привычное поведение протекает без эффективного когнитивного посредничества и осуществляется даже в условиях эгоизма, когда самоконтроль и мотивационная энергия направляются в другое место. Различные представления о привычках сходятся на трех элементах:
- привычка имеет историю повторений,
- высокая степень автоматизма
- повторяется в стабильном контексте
Однако ученые утверждают, что привычку не следует отождествлять с понятием импульса или признаком импульсивности. Правда, привычная реакция может принимать различные формы: это может быть открытый акт или последовательность действий, умственная реакция или даже эмоциональная, но привычка не требует эмоционального компонента. Определение привычки как импульса также сопряжено с риском смешения с соответствующими понятиями, такими как соблазн и зависимость, которые в конечном итоге пытаются отследить неудачи в самоконтроле до фармакологических эффектов.
Конечно, привычки могут развиваться в условиях, когда вознаграждение изначально присутствует, но они также сохраняются, когда вознаграждения нет (например, употребление залежавшегося попкорна, нежелание или желание съесть еще один шоколад или сладкий алкогольный напиток или сигарету), а главное, привычки обычно являются предрасположенными; они превосходят "горячие намерения" (например, мотивы). Например, обнаружение признаков курения в значительной степени коррелирует с силой привычки, но не с показателями зависимости от курения или желания курить.
С практической точки зрения отсутствие концептуальной ясности может даже привести к ошибочным попыткам изменить поведение. Импульс может "казаться" связанным с привычкой как следствие роли импульсивности в неспособности контролировать себя над привычкой, но это не является частью ассоциации стимулирующего ответа, которая является привычной.
Замечание о том, что при определенных обстоятельствах люди могут блокировать или подавлять автоматически генерируемый ответ, является разумным аргументом для отклонения автоматического ответа. Блокировка привычного ответа - это просто... блокировка ответа. Существует множество автоматических процессов, которые могут быть перекрыты преднамеренным реагированием. Психическая ассоциация, полученная из ассоциации прошлых стимулов реагирования, является определяющим механизмом, с помощью которого происходит реакция привычки.
Индекс привычек самоотчета - SRHI (The Self-Report Habit Index)
Явную полезность SRHI лучше всего понять, рассматривая ее содержание в связи с определением привычки. В то время как частое повторение поведения в стабильном контексте выступает в качестве доступного индикатора сильной когнитивной связи между контекстом и поведением, SRHI оценивает опыт привычки и лежащую в ее основе когнитивную ассоциацию. SRHI оценивает несколько различных аспектов повторяющихся ответных мер и, таким образом, полагается на следующие данные не только на поведенческих частотах, но и оценивает силу когнитивной ассоциации, включая элементы:
- недостаточная осведомленность,
- сознательные намерения,
- отсутствие контроля,
- умственная эффективность.
Люди с большей вероятностью будут называть свои собственные действия привычными, если они не требуют многого обдумывания для выполнения. SRHI включает в себя ряд аспектов, в том числе повторение и недостаточный уровень осведомленности, но при этом неизменно демонстрирует одномерность и очень высокую внутреннюю надежность, указывая на вероятность того, что она впишется в единую конструкцию.
Двенадцать пунктов SRHI, включая опыт повторения, составляют очень надежную шкалу. Это не эквивалентно конструкции идентичности. Идентичность - это отдельная конструкция, которая иногда может быть коррелирована с привычкой при прогнозировании поведения.
Автоматичность
Может показаться нелогичным просить людей задуматься об автоматизме. От людей нельзя ожидать предоставления точных отчетов о психических процессах более высокого порядка, например, как они приходят к атрибуции, решение задачи выбора с несколькими атрибутами или формирование первого впечатления о человеке. Однако, SRHI не просит людей участвовать в выполнении таких задач. Сообщение об автоматизме - это не то же самое, что обращение к человеку с просьбой дать представление о том, как работает автоматический процесс. Это мера самоотчетности, и поэтому на нее распространяются ограничения, общие для всех мер самоотчетности. Однако ученые утверждают, что люди могут предоставить достоверную информацию о своих привычках, используя элементы SRHI. Например, вполне разумно ожидать, что человек с сильной привычкой будет делать достоверные сообщения о том, что воспринимается как странное, если это не будет сделано, или чего-то трудно избежать, и вполне разумно, что человек, не имеющий привычки, отвергнет этот опыт и ответит отрицательно.
Сигналы, контекст и частота
Многие ранние исследования с использованием SRHI были сформулированы в контексте теории планового поведения и возможного двойного влияния намерения и привычки на будущее поведение, так что действия, контекст и временные рамки действий были определены в соответствии с требованиями этой теории. Четкая и конкретная операционализация действий, включающих в себя реакцию на привычку, будет важна в любом исследовании SRHI. Пришло время рассмотреть вопрос о том, каким образом и когда контекст и подсказки должны быть указаны в "стержне" при осуществлении SRHI.
SRHI была построена как общий инструмент. Все ссылки на конкретные контексты, которые включают спецификацию сигналов привычек, легко могут быть включены в инструкцию или "стержень" измерения и со ссылкой на конкретный вопрос исследования. Это делает SRHI гибким инструментом. Поведение, осуществляемое только в одном контексте, например, пристегивание ремня безопасности, может быть надежно оценено безотносительно к этому контексту. Однако, если человек хочет знать силу привычки пристегиваться ремнем на заднем сиденье автомобиля (в отличие от переднего сиденья), может быть важно указать, что "пристегивание ремня безопасности (поведение X), когда сидят на заднем сиденье автомобиля (контекст Y). Привычка, которая встречается во многих контекстах или в ответ на множество различных сигналов, может быть исследована путем ограничения «стержня» определенным контекстом или сигналом, или множеством администраций.
Таким образом, SRHI может быть использована для исследования возникновения и развития привычки, силы существующих привычек и воздействия мероприятий, а также для сравнения привычек в различных контекстах.
"(...) роль привычки как таковой остается неопределенной (...) из-за сложности разработки адекватных показателей привычки"
(1993, Игли и Чайкен)