Сегодня куда ни глянь, все марки пестрят громкими заявлениями, что у них «эко-товар». Однако не все из них действительно экологичны. Такое явление и получило название «гринвошинг».
В начале семидесятых появились знаменитые природозащитные организации Greenpeace и Friends of the Earth, которые поставили под вопрос идею, что человек — царь природы.
Пришло понимание, что забота об экологии необходима для того, чтобы не только сохранить качество жизни людей, но и спасти другие виды.
Интерес к сохранению окружающей среды сказался и на рынке товаров. В восьмидесятых появилось сразу несколько известных «зелёных» брендов, процветающих до сих пор, в том числе The Body Shop, Burt’s Bees и Whole Foods.
Наконец, в девяностые появился «green marketing», или экомаркетинг, — так называют продвижение экологичных товаров или марок. По-хорошему, такая продукция должна быть безвредна для окружающей среды или создаваться на экологически безопасном производстве. Оно должно работать без токсичных или разрушающих озоновый слой веществ и чрезмерной упаковки, а также использовать переработанные или возобновляемые материалы.
Термин «гринвошинг» ввёл американский эколог Джей Уэстервельд.
В 1986 году он написал эссе о том, как гостиницы предлагали постояльцам использовать полотенца больше одного раза и отказаться от ежедневной замены постельного белья. Владельцы заведений говорили, что хотят таким образом уменьшить ущерб экологии, однако Уэстервельд был уверен, что речь шла исключительно о сокращении расходов. В обращении, возмутившем Уэстервельда, говорилось о спасении коралловых рифов и океанов, однако, по его мнению, заведение могло вредить окружающей среде другими способами.
Сегодня слово «гринвошинг» используется всё чаще — оно даже вошло в электронную версию Оксфордского словаря английского языка. Становится понятно, что утверждения компаний должны быть подкреплены доказательствами, а ложь может обернуться не только критикой в прессе и протестами активистов, но и судебными исками.
Среди других признаков гринвошинга — бездоказательные или абстрактные утверждения. Например, «полностью натурально»: скажем, мышьяк, уран, ртуть и формальдегид встречаются в природе и вполне натуральны, а ещё — ядовиты.
В международной практике есть стандарт «органик», установленный Международной федерацией органического сельского хозяйства, и стандарт ISO 14024, который оценивает весь процесс существования продукта с точки зрения того, как он влияет на окружающую среду. В мире есть множество организаций, выдающих сертификат об органической продукции, ориентирующихся на эти установки. В России введён ГОСТ 56508-2015, который определяет, что такое органическая продукция и как она должна производиться, транспортироваться и храниться, а также ГОСТ Р 57022-2016, который контролирует, как таким товарам присваиваются сертификаты.
Будьте внимательны и осторожны, всегда читайте информацию о товаре и с обратной стороны, обращайте внимание на состав. Как говорилось в одной рекламе: «Не все йогурты одинаково полезны»😉
Если тема вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!☺️
Впереди много всего интересного!