Найти в Дзене

Существовал ли еврейский фашизм?

В русской культурной традиции "еврей" и "фашизм" составляют отчётливый антагонизм, практически оксюморон. Кажется, сама их природа, химия, противостоит смешению. Чтобы преодолеть это, иногда применяют нехитрый приём - слово еврей заменяют словом сионист. Получается совсем другое дело. С сионизмом у нас старые счёты, для советской идеологии ещё с 20-х годов прошлого века это противник, враг, который сбивает трудящихся с пути классовой борьбы и перенаправляет на реакционные узконационалистические цели. Венцом идеологического противостояния коммунизма и сионизма стало принятие в 1975 году усилиями СССР резолюции ООН, которая определяла сионизм как форму расизма. Впрочем, идеологическое противостояние не помешало Советскому Союзу стать первым государством, признавшим Израиль. Да и сама резолюция была отменена в 91-м. В документе ООН сионизм обвинялся в приверженности к доктрине расового превосходства, но употребление термина "фашизм" старательно избегали. Усилия СССР для принятия резолюции

В русской культурной традиции "еврей" и "фашизм" составляют отчётливый антагонизм, практически оксюморон. Кажется, сама их природа, химия, противостоит смешению. Чтобы преодолеть это, иногда применяют нехитрый приём - слово еврей заменяют словом сионист. Получается совсем другое дело.

С сионизмом у нас старые счёты, для советской идеологии ещё с 20-х годов прошлого века это противник, враг, который сбивает трудящихся с пути классовой борьбы и перенаправляет на реакционные узконационалистические цели. Венцом идеологического противостояния коммунизма и сионизма стало принятие в 1975 году усилиями СССР резолюции ООН, которая определяла сионизм как форму расизма. Впрочем, идеологическое противостояние не помешало Советскому Союзу стать первым государством, признавшим Израиль. Да и сама резолюция была отменена в 91-м.

В документе ООН сионизм обвинялся в приверженности к доктрине расового превосходства, но употребление термина "фашизм" старательно избегали. Усилия СССР для принятия резолюции были реакцией на деятельность американской "Лиги защиты евреев", организованной бруклинским раввином Меиром Кахане. Лига боролась за право советских евреев на иммиграцию в Израиль, совершая террористические акты против советских дипломатических представительств и культурных центров. Часто жертвами терактов становились рядовые работники учреждений и обслуживающий персонал, набранные по объявлению среди местного населения, да ещё и еврейской национальности. Особую ненависть у активистов Лиги вызывали жёны и дети советских дипломатов, "Аэрофлот", "Интурист", гастролирующие балетные труппы, медведи и балалайки. В итоге награда нашла героя: организация была признана террористической в странах Запада, а пламенный раввин пал от руки египетского араба. В русскоязычной Википедии есть посвящённая Кахане вполне комплиментарная статья. Слово "фашист" в ней отсутствует.

Рабби Кахане выступает с проповедью. Русскоязычной Википедии он чем-то симпатичен.
Рабби Кахане выступает с проповедью. Русскоязычной Википедии он чем-то симпатичен.

Так существовал ли еврейский фашизм? Как выявить такую организацию в политической истории Израиля? Для чистоты эксперимента поставим три условия:

  • a) организация должна придерживаться идеологии расовой исключительности;
  • b) использовать террористические методы борьбы с политическими противниками;
  • c) вести военные действия против вооружённых сил стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Удивительно, но такая еврейская организация существовала. Имела ли она отношение к сионизму?

Отцом сионизма был венский журналист Теодор Герцль. В первые годы идея возвращения на историческую родину, а там паче образования собственного государства, казалась крайне утопичной. Представители еврейских общин Западной Европы не горели желанием менять место жительства в цивилизованных странах на подвластные турецкому султану пустынные земли Палестины. Лидеры еврейства Парижа и Лондона в лучшем случае относились к Герцлю как к витающему в облаках фантазёру, в худшем - как к опасному смутьяну и провокатору. Иудеи Англии и Франции имели равные права с коренными жителями, воспринимали эти страны как свою родину и активно ассимилировались. Американские евреи вообще принимали сионистские идеи враждебно.

Основоположник  политического сионизма и провозвестник еврейского государства Теодор Герцль.
Основоположник политического сионизма и провозвестник еврейского государства Теодор Герцль.

Зато в Восточной Европе, и особенно в Российской империи сионизм приобрёл горячих сторонников. Причина этому - дискриминация, антисемитизм. черта оседлости. Первыми переселенцами в Палестину были бывшие интеллигенты-народники, толстовцы. О сельском хозяйстве они имели самые общие представления. По прибытии на Землю Обетованную селились общинами, перенимали опыт крестьянской жизни у соседей-арабов. Убеждения имели самые демократические, ни о каком политическом экстремизме и речи не было. Многие не выдерживали тягот новой жизни и возвращались в Россию.

Вторая волна переселенцев была более многочисленной и подготовленной. В разорённой мировой и гражданской войнами России им было нечего терять. Бежали от голода, погромов, махновщины, петлюровщины, белого террора. Среди вновь прибывших было много трудящихся, бывших членов социалистических партий. Следующие полвека ведущим направлением в сионизме было социалистическое.

Кризис начался в конце 20-х. Стремительный рост еврейского населения вызывал раздражение веками живших на этой земле арабов. Они требовали от англичан, получивших контроль над Палестиной по итогам Первой мировой, ограничить еврейскую иммиграцию. Британцы, не желавшие конфликта с преобладавшим арабским населением, ввели ограничения и квоты на въезд. Это было роковой ошибкой администрации - по Европе распространялся фашизм с его политикой государственного антисемитизма. Десятки тысяч европейских евреев искали спасения в Палестине, но из-за британских ограничений потеряли эту возможность. Сложилась патовая ситуация.

В этих условиях лояльная до сих пор часть сионистского движения нашла выход в вооружённой борьбе с англичанами. Однако, когда Великобритания вступила в войну с Третьим рейхом, выступать с актами агрессии против англичан значило встать на сторону злейшего врага, на сторону нацистов. Значит, англичан нужно поддержать. На этой точке зрения сошлись все сионистские организации, кроме одной.

Боевая подпольная группировка "Борцы за свободу Израиля", или сокращённо "ЛеХИ", решила не останавливаться. Лидер группировки, поэт и боевик Авраам Штерн, рассуждал так: Британия могла спасти европейских евреев от нацистов, но ничего для этого не сделала. Британия желает уничтожения евреев, чтобы привести к власти в Палестине арабов. Немцы могут очистить Европу от евреев, переправив их в Израиль. Вывод: нужно помочь Германии, воюя против англичан. Всё же поэт в политике - страшная сила.

Авраам Штерн, поэт и боевик. Лидер "ЛеХИ".
Авраам Штерн, поэт и боевик. Лидер "ЛеХИ".

За короткое время молодые пассионарии, составлявшие организацию, настроили против себя всех. Акты террора против англичан, арабов (реже), собственных соплеменников (ещё реже), попытка сотрудничества с Германией (немцы призыв проигнорировали), экспроприация и грабежи, плохие стихи... Через пару лет, в самый разгар Второй мировой войны, англичанам удалось арестовать лидеров "ЛеХИ". Сам Штерн был застрелен британским полицейским во время ареста, якобы при попытке к бегству. Есть стойкое мнение, что подпольщиков сдала англичанам сионистская верхушка.

История организации на этом не кончилась. "ЛеХИ" продолжала активное сопротивление до самого момента образования Государства Израиль. После этого группировка была расформирована, члены подполья официально перешли в израильскую армию, участвовали в арабо-израильских войнах, строили политические карьеры в правых партиях. Один из командиров боевиков, Ицхак Шамир, в 1983 году стал премьер-министром.

Что же получается в итоге? Существовал ли еврейский фашизм? Таки да, увы, существовал. И деятельность "Борцов за свободу Израиля" служит тому подтверждением. Но, в конце концов, утверждая обратное можно опуститься до признания расовой исключительности или неполноценности, что нам не присуще. А фашизм он и в Израиле фашизм, как говорят мудрецы.

Спасибо за внимание.