Зона поражения ЗРК
Многие считают, что, если сказано, что ЗРК имеет дальность 400, значит может уничтожать всё в радиусе 400км. Увы! Это не так. Тому придурку, который строит ракету, чтобы доказать, что земля плоская, нужно было бы послужить в ПВО и больше подобные глупости ему не лезли бы в голову. Она круглая, идиот!
Для того, чтобы уничтожить цель, нужно её обнаружить, захватить на сопровождение, подготовить данные для стрельбы, пустить ЗУР и сопровождать до встречи ЗУР с целью.
Тут есть проблема.
Цели на больших высотах мы можем увидеть издалека (локатором, конечно, глазами на 200-300км плохо видно, пробовал, знаю). На средних уже могут быть препятствия для обзора в виде гор, например. А на малых так просто труба. Кривая земля не позволяет видеть далеко. Понимаю, что это вызовет прилив энтузиазма у злопыхателей, но ничего не могу с этим поделать. Есть такая эмпирическая формула для дальности прямой радиовидимости с учетом рефракции.
Высоту антенны и цели подставляем в метрах, ответ получаем в км.
Что для высоты антенны высотой 7м (С-400 без вышки) и высоты крылатой ракеты 50м (а она может, чесслово!) даёт дальность прямой видимости 4,12*(2,64+7,07)=40,0км.
Но нам же нужно цель обнаружить и захватить – клади хотя бы 20с, запросить «Свой-Чужой», командиру осмыслить и принять решение на обстрел – еще 10с, полетное время ЗУР до точки встречи по НЛЦ пусть 25с. КР за это время пролетит 20+10+25=55с и умножим это время на её скорость 220м/с=12,1км. Получаем дальность до точки встречи 40,0-12,1=27.9 км. И это в ровной как стол пустыне или степи, при условии, что было ЦУ, локатор развернут в нужном направлении и цель ждали. Вот так! Кто тут говорил 400? Закатайте губы обратно!
Поэтому и не сбивает С-400 крылатые ракеты над Дамаском. Не только политически, но и технически невозможно. Если, конечно, мы не применяем новейшую ракету 40Н6. Это трудное дитя нашей оборонки долго капризничала, не хотела летать как надо. Либералы и соседи просто истекали ядом про неё. Но сейчас все проблемы с ней решены, она в серии. Есть в арсенале С-400 и ещё интересные ракеты 9М96Е2, 9М96М. Приведённый мной расчётик перечисленные ракеты компрометируют начисто. Дело в том, что ракеты серии 48 имеют полуактивное самонаведение, наземный радиолокатор подсвечивает цель, то есть видит её, головка самонаведения ракеты принимает эхо-сигнал и наводится по нему. А перечисленные выше ракеты уже имеют АКТИВНОЕ самонаведение. Это значит, что на борту ЗУР стоит не только радиолокационный приёмник, но и передатчик. Таким образом она сама облучает цель, а поскольку летит достаточно высоко, то никакие горы ей не мешают. Поэтому нижняя граница зоны поражения этих ракет мало зависит от дальности вплоть до максимальной.
Подведём промежуточный итог. Вот как выглядят зоны поражения ракет С-400.
А как же это возможно, что многофункциональный радиолокатор ЗРК – 92Н6Е цель не видит, а комплекс ракеты запускает? ЗУР имеет возможность вести самостоятельный поиск цели? Не совсем так.
Тут мы должны понимать, что ПВО сильна тем, что она СИСТЕМА! Фактически это сетевое (сетецентрическое) оружие. Боевое дежурство и отражение налёта ведут и ЗРВ, и РТВ, и истребительная авиация, и самолёты ДРЛОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Если какое-то подразделение цель не видит, то могут видеть другие. И все эти разнообразные средства обмениваются между собой информацией, содержащей данные о сопровождаемых ими целях, действиям по ним, целеуказания и команды. Концентраторами этой информации являются автоматизированные командные пункты (ещё один привет туркам – купил ЗРК, покупай и АКП).
Командные пункты принимают данные от множества перечисленных выше источников, обобщают и алгоритмически уточняют. Появляется чёткая картина воздушной обстановки на огромных пространствах. Эта картина представляется на индикаторах командованию группировки. Командир соответствующего уровня и офицеры боевого управления КП принимают решение по обстрелу целей и выдают цифровые ЦУ дивизионам и ИА. Но, в принципе, вычислительные машины командного пункта (не Скайнет, не пугайтесь) могут и сами решать всё, оставляя расчёту КП только контрольные функции. Никакого искусственного интеллекта, простые логические алгоритмы и математические расчёты.
И мы снова возвращаемся в дивизион. Несмотря на то, что своими наземными радиолокационными средствами он цель может не видеть, из-за того, что она за горами, например, ЗРК, получив целеуказание от АКП, имеет возможность ввести данные в аппаратуру ракеты и произвести её пуск. Стартовавшая ракета приступает к поиску и захвату цели на сопровождение. Но она не просто так шарит по всем сторонам. Она точно знает что, где и как искать. Обнаружение происходит практически мгновенно, а если есть затруднения, ЗРК продолжает по данным от АКП наводить ракету и корректировать поиск.