Продолжая тему личного пакта с Тьмой, — когда человек приглашает в свою жизнь бесов, - что и было описано в предыдущей рецензии на мини-сериал "Бесы", - или потому, что обманут жизнью, которая вначале предлагает свою демо-версию, а на деле в ней нет ни любви, ни дружбы, ни любимого дела, или потому, что не рассчитал пределов своей свободы, был опьянён нарциссизмом, как Ставрогин в сериале "Бесы" Хотиненко, или Стефан в фильме Макса Офюльса «Письмо Незнакомки» , — стоит отдать должное фильму «Реинкарнация» (названия «Наследственность» или «Наследие», по мнению многих критиков, лучше отражает его суть).
Одних этот фильм шокирует настолько, что они ставят ему единицу, — не в силах совладать с созданным фильмом зеркалом, другие же превозносят его до небес и ставят 10 из 10, от чего рейтинг его кажется серым, но это отнюдь не так. Надо быть, Кингом или Достоевским, чтобы увидеть через историю отдельной семьи ужас, нависший над обществом и цивилизацией, но осознавая это или нет, режиссер Ари Астер чертит пентаграмму этой проблемы в «Реинкарнации» именно с подобной точки зрения. Как пишут поклонники фильмы на западных сайтах, в фильме он показал историю своей семьи, и чтобы преодолеть домашнее насилие, он выплеснул в нём свои боль и страх, и разделил ответственность за них со всеми зрителями, способными растворять внутренние иерархии, ведь все мы одна экосистема.
Если лет 10-15 лет назад сектантство и эзотерика ещё как-то романтизировались и в кино, и в жизни, и только «Пожиратель Грехов» (2003) Брайана Хелгеленда, опередив своё время, впервые заставил задуматься о том, что это, не совсем милые и безобидные "чудачества", то в наши дни таких фильмов появляется больше. Можно назвать «Голодные Сердца» (2014) Саверио Костанцо, где крайне неприглядно показано шизоидное вегантсво, и «Ашрам» Бена Рекхи, где вскрыт духовный материализм и лицемерие руководства в индийском монастыре, но всё-таки фильмов, раскрывающих тот кошмар, который стоит за сектантами и эзотериками, еще очень мало, хотя мир и сбрасывает наконец-то с себя морок мракобесия и средневековья. И одним из самых сильных фильмов в этом направлении можно назвать «Реинкарнацию».
Эпоха Просвещения, Великая Французская и Октябрьская социалистическая революции, отвергнув вместе с религиозной тьмой и Инквизицией и Бога, взамен создали класс суеверных обывателей, как будто мёртвых уже при жизни, и учёных, которые часто становились носителями прагматичного буржуазного сознания, и, лишённые Бога и Света, эти люди стали искать смысл на тёмной стороне, потому вместе с материалистической парадигмой в мире воцарились суеверия и, как следствие, психические отклонения. Именно об этом писали Гюисманс и Рембо, Бодлер и Достоевский, но они не были услышаны, опередив своё время, а Бог отрезвил прагматичный и немилосердный мир буржуа 2 Мировыми войнами.
Возвращение к Человеку — это очень болезненный процесс, — возьмите любую бесплатную газетку, — наряду с предложением столярных-малярных работ и выходами из алкоголизма в ней будет обязательно фигурировать «баба Прасковья» со спектром услуг, поистине сделавших бы честь темным векам. К тому же, старшее поколение современных зрителей воспитано на экстрасенсорике, которая напрочь убила в нём критическое мышление, чего стоят такие фильмы, как «Чернокнижник», «Сердце Ангела», "Собор", «Проект «Нострадамус», которые смотрели старшие братья и отцы, и жили в соответствии с этими идеалами.
Эта обработка сознания, видимо, была для чего-то нужна, возможно, для того, чтобы навязать нам, что шизофреники и экстрасенсы — нормальные люди. Вот тогда та самая «эпоха видеосалонов» и родила странный тип «романтичного» и оторванного от реальности бандита Маклауда-Ассасина-Рыжего-в-красных-кроссовках и гонгонгского крутого-бандита-в-спортивных- штанах, который попутно колдует, как «Баба Паша» из газетёнки, и происходило это в духе пелевинского «гламура-дискурса», описанного им в романе "Ampirе V".
Фильм Ари Астера один из немногих делает шаг в сторону как от религиозного мракобесия, так и от суеверий воинствующих невежд. Но преодоление тьмы достанется главному герою фильма очень дорого.
Кульминация торжества зла и абсурда начнется тогда, когда молодого человека истеричная шизофреничка-мать заставит взять дефективную сестру Чарли на вечеринку, где его ждёт девушка, — именно в этот момент его жизненная сила начинает уходить, и на память приходят пугающие фильмы «Girl, Inerrapted» Джеймса Мэнголда, "Защита Лужина" Марлена Горриса или «Фрэнсис» Грэма Клиффорда о разрушающих жизненные силы и будущее благополучие человека токсичных родителях или людях, заменяющих их.
Девушка - это начало новой жизни для Питера, но какая мать, развращённая буржуазным индивидуализмом, отпустит сына или дочь на свидание, по обе стороны океана? Или вы полагаете, что несколько поколений молодых людей, живущих в Сети, созданы не родительским контролирующим воспитанием? Если бы им не нужно было куда-то убегать от постоянного разрушения, Сеть была бы не наркотической, а познавательной, и люди в в ней бы конструктивно общались, учились и работали. Сестра - это инструмент матери для манипуляции подростком. Не только при жизни, но и после смерти.
Мы видим крупным планом лицо Питера, и нам страшно от того, что в 16 лет он ещё не сумеет разобраться в сущности той паутины, куда его толкнула вбиваемая нам всем с утра нашей жизни и камнем высеченная на могилах бесчисленных поколений страшная заповедь «Почитай отца и мать», а его витальность уже уничтожена тоталитарностью матери и бабушки. Еще немного, и... он начнёт их «почитать» и разрушать себя, как в фильме Фернандо Аррабаля «Я поскачу, как бешеный конь», а потому не сможет бросить всё, и бежать, бежать к битникам, как Синди Холл, сжечь даже свою одежду, осквернённую этой семьей, мы видим, как парень сломлен, и нам страшно и стыдно наблюдать историю его падения, ведь почти у каждого есть такая же.
Однако, мать и бабушка Питера не останавливаются на моральном подавлении. Они обращаются к темным силам.
... Почему-то, как ни странно, в тот момент, когда они вызвали их, этот фильм напомнил мне другой, — казалось бы на иную тему, — «Child 44». То же самое безысходное состояние беспризорника Льва, жизнь которого принесена в жертву тоталитарной системе... Может быть, подобные оккультные практики, которые проводились в семинарии Иосифом Джугашвили, кто, чтобы стать коронованным седьмым принцем Зла, — принес в жертву Россию по всем правилам того же самого чернокнижия, что изучил он вместе с Гурджиевым и другими сектантами, а также составил круг из 44 невинных детей, — и не давали Льву Демидову поймать преступника?
Но это было только началом. Кульминация страшной Инициации Петера ещё впереди, хотя он пока не знает о том, какой жребий уготован ему с рождения, и страшнее этого вы что-либо увидите не так уж и часто.
Каждый шаг подростка, в школе, на улице, дома, теперь возьмут под контроль некие силы, не ведающие не только равновесия, сострадания, здравого смысла, но и даже понятий о таких вещах. Ни один человек в мире не сможет ни понять, ни услышать его безмолвных криков днём, и его слёз и кошмаров ночью, а мать и отец будут пособниками зла как лишённые воли куклы.
... Я не верю в войны, — война никогда не кончается, — и на любой войне без исключения нет своих и чужих, по той простой причине, что война вечна, на ней всегда свой стреляет в своего, — оглянитесь сейчас вокруг себя, — таков ли мир, как вы решили, так ли он привычен, как вы убедили себя думать?.. Люк в ад может открыться под кроваткой вашего малыша, а ухмылка Асмодея вдруг явно проявиться в лице отца, который постоянно унижает вас, хотя вы и не хотели думать об этом, но отец-то ваш будет отлично знать это, и потому улыбнётся еще лучезарнее дьявольским ликом?
А потому последняя сцена фильма настолько страшна, что становится катарсисом, а может быть, и глумлением, вызывая своей нелепостью смех.
Мать сделала для своих детей всё, что могла. Она провела Питера через все круги Ада, и теперь он... готов стать Королём.
This is The End, my Friend. The End