Бывшие склады базы минного и противолодочного вооружения минно-торпедного управления Тихоокеанского флота, где в 1950 г. возле пирса от мощного взрыва, чуть было не приведшего к масштабной техногенной катастрофе с огромными жертвами среди мирного населения Владивостока, погиб минный заградитель "Ворошиловск".
Всего на территории огороженной периметрами находилось 11 складов, построенных ещё до революции в 1909 г. под руководством военного инженера Эрнста Оскаровича Маака как продовольственные интендантские склады.
Уже при Советской власти в 1932 г. склады заняла переведенная на мыс Шигина Минная партия Владивостокского военного порта.
За время своего существования часть неоднократно была реорганизована и меняла своё название, закончив своё существование как одно из подразделений в.ч. 20374 под названием "База Минного и Противолодочного Вооружения Минно-торпедного Управления Тихоокеанского флота" БМПВ МТУ ТОФ или просто объект "Шигино".
Теперь на территории о былом напоминают лишь пустые тары от смертоносных изделий.
Теперь склады пустуют, а у некоторых и вовсе уже обрушилась кровля. Часть вероятно забросили ещё до постройки моста на остров и информации о последних годах её существования найти не удалось.
Рядом с базой расположен памятник в виде морской мины на постаменте, окружённом якорями, установленный в 1994 г. в честь погибших 30 октября 1950 г. матросов во время взрыва на минном заградителе "Ворошиловск" у пирса при выгрузке мин.
Минный заградитель "Ворошиловск" до 1912 г. носивший название "Котик", а до 1935 г. "Ставрополь" водоизмещением 2300 тонн был построен в 1907 г. как грузопассажирский пароход Доброфлота. После становления Советской власти пароход несколько раз вооружался и разоружался меняя своё назначение и приписку, но к 1932 г. окончательно утвердился в качестве минного заградителя в ведении Морских сил Дальнего Востока.
А в 1949 г. получил приз Морского министра став лучшим кораблем своего класса во всем советском Военно-Морском Флоте. Это была высшая награда даваемая кораблям в мирное время.
Утром 30 октября 1950 г. "Ворошиловск" после выхода в море прибыл к пирсу базы на мысе Шигина в бухте Новик для выгрузки мин. Перед его прибытием пирс уже был заполнен минами с ещё двух уже выгрузившихся и ушедших во Владивосток минных заградителей. Началась выгрузка мин с корабля но под вечер ближе к окончанию выгрузки одна из донных мин сорвалась со строп и ударилась об острый угол ушка бугеля другой мины, который глубоко вошел в ее корпус и мина взорвалась, а горящее взрывчатое вещество засыпало лежавшие на палубе и пирсе мины, после чего начался пожар.
В любой момент лежащие на палубе минного заградителя и пирсе мины могли сдетонировать, а за ними и сам арсенал, что привело бы к катастрофическим последствиям не только для острова Русский но и для мирного населения Владивостока, настолько много там хранилось вооружения. По приказу заместителя командира "Ворошиловска" по политической части капитана 3 ранга Николая Ивановича Дерипаске матросы стали откатывать лежащие на берегу мины друг от друга, в это же время на пирс прибыла машина пожарной команды острова и приступила к тушению пожара вместе с матросами.
Понимая всю серьёзность пожара зам. ком. отдал приказ о затоплении корабля, чтобы избежать детонации мин на берегу но в это время произошёл взрыв огромной силы от которого по слухам повылетали окна аж в самом Владивостоке. Погибло много людей, пирс был разнесён взрывом, а сам корабль затонул в течении 20 минут. Но благодаря действиям личного состава, успевшего откатить большую часть мин подальше от пожара, детонации арсенала не произошло и трагедия не приобрела ещё больший катастрофический масштаб.
Насколько серьёзными могли быть последствия мы не знаем, но описывающие те события сходятся в том, что Владивосток мог бы быть как таковой уничтожен. Насколько эта оценка событий правдива мы судить не берёмся.
Ещё раз. Это не наше мнение!
Позже "Ворошиловск" был обследован, неразорвавшиеся мины на борту раскуроченного минзага и лежавшие на дне вокруг него были подорваны, а сам корабль поднят с глубины 9 метров и утилизирован.
Мы не будем рассуждать кто стал виновником этой трагедии, почему произошедшее старались замолчать и причём здесь личность тогдашнего командующего Тихоокеанским флотом. На все эти темы есть много мнений в интернете. Мы лишь максимально отстранённо рассказали про сам факт случившегося. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.