Хотя судебно-экспертная и исправительная психология понимается в связи с определенными наборами ценностей, которые были сформулированы в кодексах этической практики или программных заявлениях организации, мало внимания уделяется тому, каким образом ценности правонарушителей могут быть использованы в процессе реабилитации.
В данной статье обсуждается криминогенный характер ценностей и то, как эти ценности могут быть рассмотрены в ходе вмешательства.
Изучение ценностей является не только необходимым условием успешной реабилитации, но и необходимым условием для избежания этических проблем в работе с правонарушителями.
Что такое ценности?
До середины 1950-х годов исследования ценностей проводились социологами и антропологами, при этом психологи в целом не желали изучать эту тему из-за (ошибочного) убеждения, что человеческие ценности основаны на нерациональных чувствах и поэтому психометрически недоступны. Хотя интерес психологов к ценностям начал возрастать, большая часть этой работы была выполнена в виде концептуального определения.
Большинство определений ценностей имеют пять общих черт. Их можно понимать как концепции или убеждения, относительно желательных конечных состояний или поведения, выходящие за рамки конкретных ситуаций, определяющие выбор или оценку поведения и событий и упорядоченные по относительной важности.
Рокич и его коллеги были первыми, кто применил систематический психологический подход к определению и измерению ценностей. Важным первым шагом для них было проведение различия между ценностями и установками и интересами (которые зависят от ценностей), нормами (которые относятся к конкретным ситуациям), потребностями (которые не предполагают общественных или идеологических требований) и чертами (которые не подлежат изменению).
Система ценностей - это устойчивая организация убеждений, касающихся предпочтительных способов поведения или конечных состояний существования в рамках континуума относительной важности.
После приобретения стоимости она становится частью организованной системы, которая имеет приоритет в отношении других ценностей, и эта система ценностей служит в качестве общего плана для разрешения конфликтов и принятия решений.
Используя свое определение, Рокич разработал Исследование ценности тараканов, которое представляет собой набор из 18 инструментальных значений (режимы поведения) и 18 терминальных (конечный результат) значений.
Инструментальные ценности - это ценности, касающиеся таких вещей, как компетентность (например, амбиции, способности) или мораль (например, честность, ответственность), а конечные ценности - это ценности личного (например, мудрость, комфорт) или социального характера (например, равенство, свобода).
Одной из подкатегорий подхода Рокича, которая может представлять особый интерес для тех, кто работает с группами правонарушителей, с учетом его межличностной направленности, является инструментально-моральная сфера.
В отличие от других подкатегорий, инструментально-моральные ценности включают в себя то, что лучше всего описывается как чувство правоты, то есть, убеждения о конкретных моделях поведения и то, что является социально приемлемым с точки зрения этого поведения.
Центральным элементом концептуализации Рокича является предпочтение, отдаваемое индивидууму одной ценности перед другой. Хотя люди в целом поддерживают понятие равенства (для других), не все будут считать его таким важным, как, например, комфорт (для себя).
По этой причине терминальные и инструментальные значения ранжируются, и респондентов просят указывать каждый набор значений с точки зрения их значимости в качестве руководящего принципа в вашей жизни.
Это дает представление о предпочтениях человека по отношению к какой-либо одной ценности перед другой, предпочтениях, которые можно различить по двум аспектам:
направление предпочтений (т.е. подход против избегания) и сила достижения или сила воли для достижения предпочтений (принуждение против насильственного).
Впоследствии Шварц и Бильски изучали, как люди используют ценности в разных культурах. При этом они определили ценности как когнитивные представления трех типов универсальных человеческих потребностей:
- биологически обоснованные потребности организма
- социальные интерактивные требования для межличностной координации
- социальные институциональные требования для группового благосостояния и выживания.
При построении типологии ценностей Шварц и Бильски различают индивидуалистические (например, амбиции, удовольствия) и коллективистские интересы (например, ответственность, полезность), но в то же время признают, что некоторые ценности служат обоим (например, зрелая любовь, мудрость).
Было также проведено дополнительное различие между различными мотивационными областями (например, удовольствие, безопасность и т.д., как указано Рокичем.
Это позволило им определить ценность как индивидуальную концепцию транзитной цели (конечная цель/инструмент), которая выражает интересы (индивидуалистические/коллективистские/обои), связанные с мотивационной областью (наслаждение, безопасность, достижения, самоуправление, ограничительная конформизм, просоциальная, социальная власть, зрелость) и оценивается по ряду факторов (от очень важных до неважных) в качестве руководящего принципа для его или ее жизни.