С древних времен произведения искусства страдали во время войны. В конце 18 - начале 19 века, когда Наполеон завоевал большую часть Европы, его войска разграбили тысячи произведений искусства и отправили самые ценные образцы в Париж для музея Наполеона (который впоследствии стал музеем Лувра). Хотя многие из них были возвращены, другие остаются в коллекции Лувра и по сей день.
Наполеон также подавлял церкви и монастыри по всей Европе, которые он завоевал, и в результате, произведения искусства, созданные для стимулирования религиозной преданности (алтари, реликварии и т.д.) в большом количестве вышли на рынок искусства.
Многие остались непроданными из-за насыщения рынка и со временем были повреждены в кладовых, или во время транспортировки. Многие из этих работ попали в европейские и американские музеи. Важно помнить, что за тем, как произведения искусства попадают в музеи, часто стоят увлекательные истории, которые не так часто обнаруживаются на ярлыках музеев.
Во время Второй мировой войны
ХХ век также стал периодом беспрецедентных потрясений для произведений искусства. После десятилетий работы наследников и юристов многие произведения искусства были возвращены (обычно еврейским) семьям, у которых нацисты незаконно конфисковали их, но тысячи остаются в музейных залах.
Совсем недавно в Лувре открылась выставка 100 произведений искусства, разграбленных нацистами в надежде, что законные наследники смогут выйти вперед. В Лувре осталось более 1700 произведений, которые были конфискованы нацистами, и многие музеи имеют офисы, посвященные изучению происхождения произведений искусства, и возврату конфискованных произведений законным владельцам.
Невозможно переоценить огромный ущерб, нанесенный искусству во время войны. Всего несколько лет назад тысячи рукописей были вывезены контрабандой из Тимбукту в период гражданской войны, и благодаря напряженной работе Музея и библиотеки рукописей Хилла (и из других библиотек) они были переведены в цифровой формат, чтобы будущие поколения могли учиться по ним.
То, что мы теряем, когда вырываем произведения искусства.
Перемещение произведений искусства - будь то в результате колониальной практики, мародерства или военных действий - ставит трудный вопрос о том, к какому месту принадлежат произведения искусства. Откуда они берутся - из страны происхождения или из универсальных музеев (таких как музей Метрополитен в США, Британский музей или французский Лувр), где их могут увидеть десятки миллионов туристов и студентов в международном контексте?
Ученых искусствоведов беспокоит, как много теряется при вывозе произведений искусства из мест и от людей, для которых они были созданы. Не только утраченные знания о произведении искусства, но и, во многих случаях, огромные потери, понесенные теми, чьи произведения попали в западные музеи (обычно из общин коренных народов).
Важно помнить, что для культур на протяжении всей истории и во всем мире образы не безжизненны и бессильны, а сохраняют тесную связь с тем, что они представляют, будь то родоначальник, образ божества или близкий человек. На Западе мы должны помнить о силе и эффективности изображений.
Угрозы культурному наследию: война
Существует два типа угроз:
1. разрушение объектов наследия и объектов, вызванное войной, нищетой и инициативами в области развития,
2. мародерство и незаконный оборот предметов, которые часто возникают в этих условиях.
В военное время разрушение объектов наследия может быть результатом сопутствующего ущерба, например, когда бомба, направленная против одного места, случайно ударила по другому; или результатом преднамеренного ущерба, направленного на деморализацию и оскорбление ценностей и религиозных и культурных символов противника.
Часто бывает трудно провести различие между побочным и преднамеренным ущербом, и преступники могут утверждать, что преднамеренное уничтожение является несчастным случаем в попытке избежать судебного преследования.
Например, в сирийском конфликте вы, наверное, слышали опринеченных разрушениях. Однако основной ущерб городам и наследию нанесен непрекращающимися воздушными бомбардировками, которые разрушили до 70% территории древнего города Алеппо, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пренебрежение оккупационными силами США в Ираке в 2003 году привело к разграблению Национального музея Ирака, в результате чего тысячи предметов были потеряны, и только половина из них возвращена, а также к сожжению и разрушению великолепной национальной библиотеки Ирака, включая сотни бесценных рукописей, датируемых 16 веком. Умышленное или неосторожное разрушение наследия давно является одной из ключевых стратегий ведения войны, и виновные редко подвергаются судебному преследованию за него.
Долгая история разрушения наследия показывает нам, что ликвидация культуры всегда рассматривалась как мощный инструмент господства и как ключевая стратегия ликвидации той ценности, которую люди придают своей жизни. В последние годы разрушение наследия - будь то в результате войны, коммерческой эксплуатации и/или разграбления - определяется ЮНЕСКО в качестве одной из форм культурной чистки.
Отнимая человеческие жизни, угнетатели стирают существование отдельных людей, а разрушая культуру, стирают память и самобытность целых народов. Поэтому неудивительно, что разрушение наследия зачастую является предвестником геноцида. Это происходит потому, что, лишая людей их прошлого, преступники также лишают их будущего