Введение
Новое направление в археологии майя заключается в достижении лучшего понимания людей, их ролей и их отношений в прошлом.
Чтобы ответить на возникающие гуманистические вопросы о жизни древних людей, майянисты все чаще используют новые и существующие научные методы из археологии и других дисциплин.
Археология майя преодолевает разрыв между гуманитарными науками и естественно-научными науками, чтобы ответить на вопросы о древних людях, которые ранее рассматривались вне сферы археологических знаний.
Вопросы о времени, пространстве и людях составляют основу социальных наук. Учитывая материальную и пространственную природу археологических данных, археологи всегда были в авангарде исследований времени и пространства.
За прошедшее столетие археологи майя получили глубокое понимание продолжительности и пространственной степени оккупации в районе проживания майя [которая простирается, по крайней мере, еще до палео-индийского периода ок. 10 000 до Рождества Христова, включая Гватемалу, Белиз, Южную Мексику, Западный Гондурас и Сальвадор.
Это исследование населения прошлого выводит на передний план толкования о том, что мы всегда знали: бестелесные материалы, составляющие современную археологическую запись, - это просто остатки когда-то активных древних ландшафтов.
Чтобы найти ответы на гуманистические вопросы о жизни древних людей, археологи майя все чаще используют новые и существующие научные методы для дополнения более традиционного археологического и историко-художественного анализа.
Это междисциплинарное исследование устраняет разрыв между гуманитарными науками и научными дисциплинами и позволяет археологам предлагать ответы на вопросы, которые ранее рассматривались вне сферы археологических знаний - вопросы о жизненных циклах людей и их жизненных историях, а также об их восприятии мира (anno Domini 250–900)
Иероглифическая система письма Майя.
Классические правители майя записывали версии своих жизненных историй в иероглифических текстах и изображениях, вписанных в их города. Эти публичные рассказы объединили историю, мировоззрение, личные и политические цели, стратегии и повестки дня. Они обеспечивают персонализированный взгляд на жизнь правителей и других элит.
Примером новой междисциплинарной работы в области археологии майя является проект «Акрополь раннего Копана», режиссер Роберт Шарер. Раскопки в гражданско-церемониальном сердце этого древнего города в Гондурасе обнаружили могилу мужчины, который считается основателем династии, Якс К'ук 'Мо .
На протяжении всей мировой истории - и Копан здесь не исключение - короли стремились узаконить свою власть, утверждая, что прибыли из далекого царства. В одной из своих надписей основатель Копана, кажется, делает такое заявление.
Археологи и историки часто были сбиты с толку, чтобы определить правду, стоящую за такими заявлениями.
Король действительно пришел издалека? Или он просто использовал это требование, чтобы узаконить свою власть? Как мы узнаем, что все, к чему у нас есть доступ, помимо притязаний, - это захороненные останки тела короля?
Инновационное применение американской исследовательницы Джейн Бьюкстра анализа соотношения изотопов стронция на Якс К'ук 'Мо по- прежнему определяет, что Якс К'ук 'Мо прибыл в Копан в конце взрослой жизни и, вероятно, прибыл из района Петен в Гватемале, где расположен главный город майя Тикаль.
Подтверждающие доказательства существования обширной сети дальней связи Якс К'ук 'Мо предоставлены исследователями Эллен Белл, Дори Рентс-Буде и анализом нейтронной активации Рона Бишопа керамических находок в его могиле. В гробнице находились сосуды местного производства, а также сосуды, изготовленные в других местах в районе майя и в высокогорной Мексике, недалеко от города Теотиуакан.
Стилистически сосуды в гробнице Якс Кук'Мо напоминают сосуды королевских гробниц из городов майя Тикаль и Каминалуюю. На сегодняшний день исследования эпиграфики, химии костей и керамики в Копане объединяются, чтобы обеспечить необычное представление о личном происхождении Якс К'ук'Мо и предложить близкое и, вероятно, непосредственное взаимодействие между элитами древних майя.
Анализ захоронений с социальной и биоархеологической точек зрения всегда был критическим средством для археологов для оценки прошлых людей - богатых и бедных.
Исследования погребения майя особенно освещают, потому что древние майя обычно хоронили людей на полах своих домов, а не на кладбищах. Подобно археологам, изучающим кладбища, майянисты анализировали захоронения, чтобы изучить, как личность ( пол, сексуальность, возраст, красота) пересекается с социально-экономическими (статус, диета, здоровье), политическими и религиозными измерениями жизни.
Но поскольку люди были похоронены на этажах своих домов, майянисты также могут использовать анализ захоронения, чтобы восстановить группировку семьи и исходя из этой логической организации и отношений.
Даже из некоторых скромных домохозяйств археолог Патриция Макинани различала по характерным образцам в форме и расположении погребений, как обычные люди уважали важных персонажей (предков) из своей родственной группы.
Еще более интимные подробности жизни людей теперь выявляются благодаря новым применениям существующих биоархеологических методов.
Ученые Лори Райт и Франциско Чу использовали анализ коллагена в костях младенца и стабильные отношения изотопов кислорода в эмали взрослых зубов, чтобы определить, как долго женщины, живущие в регионе Дос-Пилас в Гватемале, кормили своих детей грудью.
Выяснено, что в древности матери племени Майя вскармливали грудным молоком своих детей до 4х лет - это более, чем в два раза, дольше, чем современное грудное вскармливание.
Интересно, что взрослые в этот период классического периода пережили детскую анемию в гораздо большей степени, чем современные люди, пережившие эту болезнь.
Это приводит Райта и Чу к, казалось бы, нелогичному выводу, что древние дети майя жили в более здоровых условиях, чем современные дети майя, и что это улучшение здоровья частично связано с преимуществами продолжительного грудного вскармливания.