В помощь учителю.
Как показать ученикам роль художественной детали в произведении? Как сделать это интересно, так, чтобы урок не был скучной лекцией? Занятие может стать совместным "разгадыванием" текста, когда в процессе внимательного чтения, кропотливой работы с текстом учащиеся получают удовольствие от процесса погружения в художественный мир произведения.
Художественная деталь в романе Булгакова "Мастер и маргарита"
Функция художественной детали в тексте
Художественная деталь - выразительная подробность - не только передаёт необходимую информацию, но и придаёт тексту эмоциональную нагрузку.
Деталь помогает максимально ярко представить изображаемую автором картину, предмет или характер. Художественная деталь может воспроизводить детали одежды, интерьера, черты внешности и так далее. Внутренний мир персонажа, его психологическое состояние, чувства, переживания, настроение – деталь помогает зафиксировать внимание читателя на наиболее важном, характерном, уникальном и неповторимом.
Художественная деталь в произведении - в числе других средств создания образа - отсылает читателя к сверхзадаче автора. Что хотел сказать автор? - вот о чём стоит задуматься.
Роль художественной детали в её многообразии
Задание № 1
Проанализируйте предложенные отрывки из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Какова в них функция художественной детали? (Индивидуализация персонажа, психологическая характеристика, сатирический портрет эпохи, литературные и культурологические аллюзии, предвосхищение будущих событий и т. д.)
Как художественные детали помогают понять авторский замысел? Как раскрывается внутренний мир персонажей романа?
1. …Он [Воланд] остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стёклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича [Берлиоза] солнце... (часть первая, глава 1)
2. …Простите…- прохрипел Степа [Лиходеев], чувствуя, что похмелье дарит его новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и что сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю…Головную Степину кашу трудно даже передать. Тут и чертовщина с черным беретом, холодной водкой и невероятным контрактом… (часть первая, глава 7)
3. …Такому деловому человеку, как финдиректор, проще всего, конечно, было позвонить туда, куда отправился Варенуха, и узнать, что с тем стряслось, а между тем он [финдиректор Римский] до десяти часов вечера не могло принудить себя сделать это. В десять же, совершив над собой форменное насилие, Римский снял трубку с аппарата и тут убедился в том, что телефон его мертв. Курьер доложил, что и остальные аппараты в здании испортились. Это, конечно, неприятное, но не сверхъестественное событие почему-то окончательно потрясло финдиректора, но в то же время и обрадовало: отвалилась необходимость звонить…(часть первая, глава 12)
4. …Я [мастер] пришел [в редакцию] через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами… (часть первая, глава 13)
5. …И здесь ему [Римскому] показалось, что из-под двери кабинета потянуло вдруг гниловатой сыростью… Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба…(часть первая, глава 14)
… Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело своё позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стёкла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость… (часть первая, глава 18)
6. …Что? – воскликнула Маргарита, и глаза её округлились,- если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что там я могу узнать о нём [мастере]? - Азазелло молча кивнул головой. - Еду! – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку,- еду, куда угодно!
Азазелло, облегчённо отдуваясь, откинулся на спинку скамейки, закрыв спиной крупно вырезанное на ней слово «Нюра»…(часть вторая, глава 19)
7. …Серый берет он [Воланд] лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя… (часть первая, глава 1)
…Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться. Но кое-что вознаградило Маргариту за её неудобства, которые ей причиняла цепь с чёрным пуделем. Это – та почтительность, с которою стали относиться к ней Коровьев, и Бегемот. (Часть вторая, глава 23)
Задание № 2
- Опишите литературный мир Москвы в романе «Мастер и Маргарита», обращая особое внимание на то, как Булгаков использует приём художественной детали.
- Проанализируйте, как меняются глаза Понтия Пилата во время беседы с Га-Ноцри (часть первая, глава 2). Почему автор постоянно обращается к этой детали?
- Эпизод бала у Сатаны занимает очень важное место в идейно-художественной структуре романа, являясь кульминационным для всего сюжетного действия. Докажите это, анализируя художественные детали в главе 23 второй части романа «Мастер и Маргарита».
- Все главные сцены в романе сопровождают два немых свидетеля: лунный и солнечный свет. Какова функция этой художественной детали?
Уважаемые читатели! Приглашаю вас подписаться на мой канал - я люблю читать, слушать аудиокниги и аудиоспектакли, смотреть хорошие экранизации. Люблю развивающие лингвистические игры (дочке 5 лет). Делюсь тем, что знаю и умею. Давайте читать вместе!
Читайте статью "Лирика Сергея Есенина - материалы для урока литературы в 11 классе"