13 подписчиков

Трансформация продаж и маркетинга

Очевидно, что сегодня продажи без маркетинга практически невозможны. Особенно, если учесть, что сейчас клиенты хотят принимать решения сами, без помощи менеджеров.

Очевидно, что сегодня продажи без маркетинга практически невозможны. Особенно, если учесть, что сейчас клиенты хотят принимать решения сами, без помощи менеджеров. Как минимум, пока сами не будут готовы к общению. Здесь как раз и вступает в игру маркетинг, используя правильный контент, инструменты автоматизации и др. Это удобно специалистам из отдела продаж, потому что, во-первых, им не нужно осуществлять поиск информации, а во-вторых, их обеспечивают сразу готовыми к покупке клиентами. Однако между ними все равно есть различия.

Сегодня общепринятой является концепция, согласно которой оба отдела – это составляющие одного линейного процесса, следующие друг за другом. И граница между ними находится там, где происходит передача готовых лидов к менеджерам по продажам.

Недостаток существующей системы заключается в том, что специалисты по продажам отказываются принимать критерии, по которым квалифицируются лиды. Кроме того, нереально проконтролировать весь процесс покупательского пути.

В итоге какая ситуация складывается? Перейдя «границу» лиды проходят повторную оценку, и зачастую большинство из них уже не получают высокой квалификации от отдела продаж. А здесь уже начинаются взаимные претензии и конфликты между сторонами. Продажи обвиняют маркетинг в бесполезной трате времени, а маркетинг считает, что менеджеры не хотят прорабатывать готовых клиентов. И такая ситуация только снизит эффективность деятельности организации.

Чем же можно помочь в данном случае? Ответ прост – координация работы обоих отделов или smarketing.

Смысл в том, чтобы заранее обсудить основные моменты взаимодействия с покупателями и прийти к общему заключению. Обычно требуется обговорить следующие нюансы:

  • Используемые термины. Даже несмотря на аргументированные объяснения и консультации специалистов, у большинства клиентов есть страх принятия решений.
  • Коммуникации. Организация взаимодействия с клиентами на каждом этапе процесса продаж (включая автоматизацию).
  • Уровень взаимодействия. Какое количество квалифицированных лидов должны передавать маркетологи в месяц? И какие действия по отношению к ним должен совершать отдел продаж (сообщения, звонки, и др.)?
  • Контроль. Оба отдела должны регулярно предоставлять отчеты о проделанной работе (раз в день, месяц, квартал или год).

Если стороны достигнут соглашения касательно приведенных выше моментов, организации это пойдет на пользу. Однако есть одно «но». Такая система хоть и позволит им договориться и не конфликтовать, но, тем не менее, она не решит противостояния между маркетингом и продажами.

Поэтому лучше всего, если Вы создадите единую команду из специалистов с опытом работы в том, и другом отделе. Объединение ролей позволит «стереть» границу между разным функционалом и значительно улучшить процесс осуществления продаж.

Новые умения эффективного и успешного менеджера по продажам должны включать в себя:

  • восприимчивость к потребностям и страхам клиентов;
  • стимулировать интерес покупателей к новым идеям;
  • повышать свою экспертность путем ведения блога и др.;
  • быть «в теме» новых стратегий коммуникация с клиентами;
  • сменить фокус в продажах: от непосредственно самого продукта к знаниям и сотрудничеству.

Сегодня руководителям любой современной организации следует задумать о смаркетинге. Более того, он должен быть в числе приоритетных направлений деятельности. Это даст компании огромное конкурентное преимущество по отношению к другим предприятиям в отрасли.

Итак, новая усовершенствованная концепция заключается в том, что специалисты в области смаркетинга сначала будут совместно формировать видение потенциального клиента, его поведения с опорой как на свой опыт, так и на информацию, полученную из личных бесед с реальными покупателями. Затем они создают единую программу мероприятий по привлечению новых и взращиванию уже имеющихся лидов. И далее они используют различные инструменты CRM и автоматизации маркетинга для контроля ситуации и наблюдения за клиентами, совершающими свой путь по воронке продаж.

Безусловно, внедрение нового подхода имеет свои преимущества над прежней системой, но также и свои сложности.

Преимущества:

  1. Наличие единой цели, стратегии и подходов
  2. Быстрая реакция на открывающиеся возможности
  3. Полноценная проработка потребностей клиента в процессе коммуникации на всех этапах продаж
  4. Быстрое определение типа клиента и отнесение его к соответствующему шаблону, в результате чего высокая скорость продаж

Проблемы:

  1. Нежелание руководителей внедрять инновации
  2. Нежелание или неготовность к изменениям у менеджеров по продажам
  3. Непонимание необходимости перемен со стороны остальных сотрудников
  4. Отрицательная реакция консультантов, продвигающих свои собственные интересы
  5. Снижение числа упущенных клиентов, высокая результативность

Покупатель как главный элемент продаж

Итак, в результате проведения смаркетинга или координации отделов продаж и маркетинга, Вы сразу получите преимущества такого объединения. Но сложности никто не отменял. Ведь весь цикл продаж осуществляется вокруг покупателей, а они до сих пор уверены, что справятся без всякой помощи со стороны. Поэтому все нововведения в подходах – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать, что первостепенны взаимоотношения между менеджером и самим клиентом.

Отмечу, что даже сейчас могут сработать традиционные способы по воздействию на покупателя. Правда, в несколько другом виде и с применением новых инструментов. Приведу пример – фразу «всегда старайтесь завершить сделку» можно заменить на «всегда старайтесь помочь клиенту».

Главный плюс входящего маркетинга в том, что потенциальные клиенты уже в курсе продукции Вашей фирмы, цен и прочего. Поэтому Ваша задача – лишь подтвердить то, что они уже знают, подтолкнуть покупателя дальше к следующей стадии цикла и подобрать подходящий метод сотрудничества. Главное здесь – относиться к диалогу с клиентом как к обычному звонку, а не как звонку с целью что-то продать.

Правильный диалог должен затронуть все имеющиеся у клиента проблемы и стимулировать его к принятию решений. Желательно, чтобы клиент выбрал именно Ваше предложение. Именно поэтому важно не надавить на покупателя, а сотрудничать с ним с помощью задавания различных вопросов.

Подчеркну, что цель не в том, чтобы просто получить нужную информацию, хотя и это тоже имеет свою ценность. Важно к завершению разговора прийти к совместному заключению о том, с чего начали и куда двигаемся дальше. При этом как клиент, так и менеджер должны остаться довольными результатом разговора. Роль менеджера – задавать наводящие вопросы, направлять разговор, делать выводы, чтобы переходить уже к следующему этапу. В результате у них обоих должно возникнуть желание сотрудничать и вместе идти дальше. В противном случае – сразу разойтись.

Для этого менеджер должен как можно раньше быть в курсе проблем клиента, особенностей его поведения. И в этом как раз и поможет маркетинг. А покупателю, в свою очередь, после успешного звонка будет делать следующие шаги на пути к совершению покупки. Таким образом, сделанный вовремя звонок способен оказать благоприятное воздействие не столько на сам цикл продаж, сколько на построение крепких и надежных взаимоотношений с покупателем.

Подводя итог

Подход, принятый сегодня в сфере «B2B», уже не эффективен, поэтому нужны гораздо более результативные инструменты. Необходимо кардинально изменить существующую концепцию продаж и объединить ее с маркетингом. Это будет способствовать улучшению взаимодействия с клиентом на каждом из этапов цикла продаж.

Координируя работу двух отделов, Вы получите отличный результат – уникальный контент, способный замотивировать клиента так, как это нужно Вам, и способность специалистов вести диалог, приводящий к совершению покупки.

Более того, изменения должны затронуть и формат классических консультаций. Необходимо удивлять покупателей, преподносить им сюрпризы. В результате Вы приобретете не только удовлетворенных покупателей, но и заложите прекрасный фундамент для дальнейшего плодотворного сотрудничества. Желаю Вам успешных продаж!