Итогом выставки «Ее глазами», которая недавно прошла в ИКЦ, стал масштабный проект «Художницы». «Мнению» стало известно, что он будет реализован уже в следующем году. Проект, как и выставка, объединит несколько талантливых людей и в очередной раз покажет, что искусство не знает границ, а символизм и его толкование – это все лишь предел воображения творца и зрителя.
Языковые барьеры, гендерные различия, феминистские и сексистские разногласия, география творчества, черное или белое, яйца в крутую или всмятку – это не важно, если человеком движет создавать.
Напомним, что на выставке «Ее глазами» были представлены картины калужских художниц Анастасии Базановой, Анастасии Галицыной, Ирины Сазоновой, Виктории Харченко и Юлии Просецкой.
Художницы смело, современно и не без иронии показали женское «Я» в искусстве. Как оказалось, эта тема до сих пор актуальна.
Известно, что в России «искусство женщин» начало выходить из-под полья с 1990 года. Примерно в то время произошла феминистская выставка «Работницы». Ее создали семь женщин-художниц. Здесь есть и трагическое, и смешное. Семь женщин принадлежали к арт-группе «Коллективные действия». Эту группу создал художник Андрей Монастырский. Просуществовала она 13 лет. Была эдакой формацией московского концептуализма. В «КД» входили женщины: Ирина Нахова, Елена Елагина, Вера Митурич-Хлебникова, Анна Лачук, Елена Шаховская, Сабина Хенсгэн, Марина Константинова. Интересно, что три женщины из этого списка в разное время существования арт-группы были женами Андрея Монастырского. Эти женщины смогли сделать прорыв «гендерного искусства». Они заявили о роли женщин в искусстве. До этого женщины Советского Союза условно говоря «варили кашу, растили детей и создавали тыл».
Любопытный факт:
В Музее русского экспрессионизма была выставка «Жены». В рамках проекта выставляли портреты жен художников. Этот целая плеяда имен. Самый известный – Кустодиев.
Интересно, что 60% из жен известных творцов сами были художницами. И об этом мало кто знает. А произошло это, потому что жены занимались семьей, бытом, обеспечивали тыл своим талантливым знаменитым мужьям. Замысел выставки «Жены» был в том, чтобы приоткрыть завесу тайны и рассказать о важной роли женщины. Оказывается, жены, в чью честь была создана выставка, сами были не менее талантливы. Однако, по им известным причинам, они вынуждено ушли на второй план. Пока их мужья становились великими и известными, женщины скромно строили мир наравне с ними.