Алькатрас — остров, административно относится к штату Калифорния, расположен в заливе Сан-Франциско, название ему дал первооткрыватель – испанец Хуан Мануэль в 1775 году. В переводе Алькатрас означает «Остров Пеликанов», но существует и другое название – «Скала».
Здесь располагалась самая известная тюрьма Америки для особо жестоких преступников, из которой невозможно было бежать. Многие из заключенных погибли от рук охранников, сокамерников или лишились рассудка от нервного истощения, которое было вызвано ужасными условиями содержания. Еще Алькатрас считают одним из самых густонаселенных призраками мест.
Бейсбол на острове Алькатрас
Алькатрас не всегда был тюрьмой, в начале остров использовался как военная крепость. Когда в 1848 году в штате Калифорния началась золотая лихорадка, в этот штат хлынули тысячи людей, прибывавшие как по суше, так и по морю. Алькатрас был идеален с точки зрения обзора морских путей, на нем были установлены оборонительные сооружения и пушки.
Военной тюрьмой Алькатрас стал в 1861 году во время Гражданской войны, благодаря своей изолированности от берега мощными ледяными течениями залива. Первых заключенных было мало– всего 26 человек, но Испано-американская война увеличила численность военнопленных до 450 человек. После землетрясения в Сан-Франциско из разрушенной тюрьмы на остров поместили еще несколько сотен гражданских заключенных. 1912 год – в Алькатрасе был построен новый корпус в три этажа.
В начале режим тюрьмы не был строгим, а самое суровое наказание для нарушителей состояло из назначения на тяжелые работы или заключения в изолятор с ограниченным пайком из хлеба и воды. Заключенные работали в основном на семьи, проживающие на острове, а некоторым из них даже доверяли присматривать за детьми. И совсем удивительное то, что в 20-х годах заключенным разрешили построить бейсбольное поле и иметь собственную бейсбольную форму. Но со временем министерство обороны решило, что содержать тюрьму довольно затратно, и в 1934 году ее передали министерству юстиции.
Молчать-значить жить
В Алькатрасе, который получил статус федеральной тюрьмы, планировали содержать особо опасных преступников, для этого провели капитальную реконструкцию. Деревянные решетки поменяли на стальные, туннели были замурованы, в камеры провели электричество. По всему периметру здания выше камер проходили оружейные галереи, в которых охранники несли вахту. Кроме этого, были установлены башни для охраны, а двери оснастили электрическими датчиками. Всего в корпусе, разбитом на блоки B, C и D, имелось 600 камер. Конфликты чаще всего происходили в столовой, где были предусмотрены емкости со слезоточивым газом, с дистанционным управлением.
Изменилась не только сама тюрьма, но и правила содержания заключенных. Каждый из заключенных имел отдельную камеру и минимальные права: на еду, воду, одежду и медицинскую помощь. Личные вещи и пресса были под категорическим запретом, все письма тщательно контролировались тюремным чиновником. Самая мелкая провинность влекла за собой страшное наказание в виде заключения в «темную камеру», похожую на бетонный колодец, в которую не проникал свет, там было холодно и тесно. Обитателям камеры запрещалось выходить на прогулку, принимать душ. «Стандартное» наказание длилось двадцать дней.
В изоляторе не было даже туалета, его заменяла дыра, сливом же управлял охранник. Заключенный помещался в каменный мешок без одежды, матрас выдавался только на ночь. Все боялись попасть туда и называли это место Хеллкатрас — от английского слова hell, что значит «ад». В первые годы в Алькатрасе вообще существовала «политика тишины»: заключенным запрещали говорить. Случалось, люди теряли рассудок из-за круглосуточного молчания и, в итоге, оно было отменено.
Чтобы получить возможность пользоваться библиотекой, видеться с родными, надо было работать и поведение должно было быть безупречным. При этом возможность трудиться для заключенных была привилегией, благодаря которой они могли заслужить какие-то удовольствия, поэтому провинившихся к работам не допускали.
После подъема в 6.30 утра заключенные в течение 25 минут должны были убрать в камере и подойти к решетке для переклички. Ровно в 6.55 двери камер открывались, и узники шли в столовую. На прием пищи им отводили 20 минут, после чего следовало построение и направление на работы.
Нет выхода
За всю историю Алькатраса только 36 заключенных пытались совершить попытки побега, но практически все они были неудачны. Несмотря на то, что расстояние от острова до берега не такое большое, ледяная вода и быстрое течение сводили шансы побега к нулю.
А при приближении к острову лодки или других плавсредств охранники открывали огонь без предупреждения. Кроме того, среди заключенных ходили слухи об обитающих в заливе акулах-людоедах, одна из которых была специально прикормлена и постоянно находилась поблизости острова. В действительности это были всего только слухи, но проверить их решались немногие. Алькатрас получил известность тюрьмы, из которой нет выхода, за исключением контрольно-пропускного пункта.
Первая попытка побега из Алькатраса была предпринята в 1936 году Джо Бауэрсом. Узник перемахнул через ограду, но пуля надзирателя его догнала. Пролетев сорок метров вниз, Бауэрс упал на прибрежные скалы и скончался.
Спустя год двое заключенных спилив решетку с окна мастерской, бросились в воду, но не справились с волнами из-за разбушевавшегося шторма и утонули. Еще через год трое заключенных вновь решили испытать судьбу и устроить силовой захват тюрьмы. У них получилось убить одного надзирателя и ранить двух других, но в итоге нарушители были расстреляны подоспевшим подкреплением. Артуру Бакеру по кличке Док повезло больше, ему удалось сбежать из изолятора, однако вплавь он переправляться не рискнул, а лодку не нашел.
Как только не изощрялись заключенные, пытаясь сбежать с проклятого острова. Джон Джайл, украв в прачечной форму охранников и переодевшись в нее, хотел переправиться на пароме в Сан-Франциско, но его быстро вычислили и схватили.
Только у одного заключенного получилось добраться до берега, но он был настолько обессилен заплывом, что проходящие мимо мальчишки приняли лежащего на песке мужчину за самоубийцу и вызвали полицию, которая отправила беглеца назад в тюрьму.
Так удалось сбежать кому-то с проклятого острова?
Возможно, один побег из Алькатраса все же закончился удачей, он даже стал сюжетом одноименного фильма Клинта Иствуда. Два брата Энглины и их сообщники Френк Моррис и Алан Вест тщательно подготовили план и осуществили его. Моррис, знаменитый грабитель банков, на счету которого были четыре побега из тюрем, отбывавший в «Скале» пожизненный срок, придумал хитроумный план. 7 месяцев заключенные готовились к побегу с проклятого острова, и смогли учесть каждую мелочь.
Из материалов, которые им удалось раздобыть: гипса, мыла, туалетной бумаги, украденных из парикмахерской волос и красок из художественной мастерской, — они смастерили головы. Муляжи были до такой степени реалистичными, что охрана не заметила ничего подозрительного во время вечернего обхода. Из резиновых плащей и клея, также позаимствованных в мастерских, беглецы соорудили надувной плот размером 2 на 4 метра и спасательные жилеты.
На протяжении нескольких месяцев Моррис простукивал стены, стараясь понять, как устроены внутренние коммуникации здания, пока не нашел узкий технический тоннель. Для того, что бы получить к нему доступ, он смастерил дрель из ложки, монеты и моторчика от пылесоса, которые каким-то чудом смог раздобыть на территории тюрьмы. Кропотливо, день за днем сообщники высверливали по небольшому кусочку стены и маскировали отверстие гипсовыми вставками.
1962 год, 11 июня – к побегу было все готово: плот с насосом, изготовленным из шестигранной гармоники, спасательные жилеты, гипсовые головы и проделанная дыра в потолке, через которую арестанты собирались выбраться на крышу. Но в последний момент Вест по так и неустановленным причинам отказался бежать. Впоследствии на основании его показаний были установлены многие детали этой истории. Остальные трое выбрались через дыру в потолке, заложили ее кирпичами, а далее с крыши по водосточной трубе спустились к воде и отплыли с острова.
Во время утренней проверки охранники обнаружили отсутствие заключенных и подняли тревогу. Был прочесан весь остров и береговая линия вдоль Сан-Франциско. Во время поисков нашли остатки самодельного плота, но водолазы, обшарившие все дно залива, тел не нашли. Официально ФБР признало троицу «пропавшими без вести». Родственники братьев Энглин утверждают, что получали от них открытку из Южной Америки, а о Моррисе никто ничего с тех пор не слышал. Он и сегодня находится в списке лиц, разыскиваемых ФБР. В 1993 году за поимку беглецов была назначена награда в 1 млн. долларов, но она до сих пор осталась невостребованной.
Монстр
1962 год, март – тюрьму Алькатрас закрыли. Содержание преступников на острове довольно дорого обходилось для бюджета страны — в три раза дороже, чем в любой другой тюрьме. Не удивительно, ведь все, необходимое для функционирования тюрьмы и обеспечения ее обитателей, начиная с топлива и заканчивая питьевой водой, надо было доставлять с материка.
Кроме всего, тюремный корпус нуждался в реконструкции, стоимость которой оценивалась в 5 млн. долларов. В 1971 году остров стал частью Национальной зоны отдыха «Золотые ворота» и он был открыт для туристов.
Легенды о призраках Алькатраса существовали задолго до того, как там был построен форт, а после тюрьма. Еще индейцы, жившие в Калифорнии, были уверены, что остров населен злыми духами, и отправляли туда провинившихся соплеменников. Сейчас можно сказать, что и неупокоенные души преступников, нашедших здесь свою смерть, присоединились к ним. В темных коридорах тюрьмы персонал музея и посетители нередко слышат мужские голоса, металлические звуки открываемых дверей и жуткие крики. Охранники Алькатраса сообщали о звуках шагов на верхних этажах по ночам, но не находили источника звука.
Наиболее известен необъяснимыми и таинственными явлениями тюремный блок D, в котором отбывали наказание узники, нарушившие режим содержания. В нем заключенные не только не видели солнечного света, но и вообще были лишены какого бы то ни было общения, даже с охраной. Многие посетители замечали, что в камере 14 D всегда довольно холодно, независимо от времени года и температуры в других помещениях тюрьмы. И вообще, на людей, посещающих это место, наваливалось ощущение необъяснимого ужаса. Леденящие кровь истории об этой камере рассказывали и бывшие охранники, и оставшиеся в живых заключенные.
Согласно одной легенде, в 1944 году в камеру 14 D был заперт один из нарушителей распорядка. Как только охранник закрыл за ним дверь, мужчина стал истошно кричать о том, что видит монстра со светящимися красным огнем глазами, затем крики оборвались, но охранники не придали этому значения. Когда на другой день камеру открыли, то увидели труп заключенного со следами удушения.
Экспертиза показала, что это не было самоубийство. А наутро следующего дня во время построения охранники с удивлением обнаружили, что заключенных больше, чем полагается: в конце строя находился убитый накануне узник, лицо которого было сведено гримасой боли и ярости. Впрочем, призрак исчез так же быстро, как и появился. Тогда же возникла версия о том, что заключенного задушил охранник, но доказательств вины не нашли. Поэтому волей-неволей многие склоняются к тому, что убийство совершил призрак с горящими глазами.
К тому же еще в 1940-е годы охранники много раз видели в коридорах восточного сектора призрак мужчины, одетого по моде XIX века, заходившего в камеры заключенных. Можно представить, какой ужас испытывали обитатели тюрьмы при виде призрачного существа с пылающими огнем глазами. Причем, видели его не только охранники, но и их семьи, жившие на острове.
Неупокоенные души
Блок С считается такой же аномальной зоной, здесь так же слышат звуки непонятного происхождения и видят призраки мужчин в тюремных робах. Как раз в этом блоке были застрелены преступники, предпринявшие в 1946 году попытку к бегству.
Тут же находится печально известная прачечная, в которой был устроен пожар, ставший сигналом к началу бунта. Снимая здесь сюжет для передачи, Сильвия Томпсон встретила призрак высокого человека с глубоко посаженными маленькими глазками, который сообщил ей следующее: «Я помню Мясника. Его звали Эйби Малдовитц, но мы называли его Мясник. Он убил полицейского, прежде чем другой заключенный убил его. Здесь, в прачечной». Все это произошло на самом деле, что подтверждается в тюремных записях.
Шейла Силлери-Уолш с мужем, побывавшие на экскурсии в Алькатрасе совсем недавно, вспоминали, что, войдя в тюрьму, сразу почувствовали себя неуютно. Однако они все же решили сделать несколько снимков на память. И встревожились еще больше, обнаружив на снимках, сделанных на мобильный телефон, отчетливое изображение женщины, которая стояла у окна камеры. Ее прическа и одежда были явно из другой эпохи — так одевались в 30-х или 40-х годах прошлого века.
Супруги уверяют, что во время фотографирования в камере кроме них никого не было. Им так и не удалось выяснить личность призрачной дамы — из всего персонала музея ее не опознал никто. Много жестокости, страданий и боли помнят стены этой знаменитой проклятой тюрьмы. Вот и маются души узников, встретивших свою смерть в одиночных камерах Алькатраса.