13 подписчиков

Виды продаж

Кто из начинающих свой бизнес не хотел бы сразу получить высокую прибыль? Уверен, что все. Но на практике получение дохода с продаж зависит от очень многих факторов.

Кто из начинающих свой бизнес не хотел бы сразу получить высокую прибыль? Уверен, что все. Но на практике получение дохода с продаж зависит от очень многих факторов. Один из самых главных из них – это выбор правильного вида продаж.

Здесь ваша задача – узнать, какие методы вообще существуют и выбрать наиболее подходящий для вас. Остановлюсь подробнее на их характеристиках, плюсах и минусах.

1. Человеческий фактор

В данном случае все проще простого: либо человек влияет на совершение продажи, либо нет. В соответствии с этим можно выделить два типа продаж: личные и обезличенные. Раньше трудно было даже представить себе, что можно обойтись без участия человека, а сейчас это само собой разумеющееся. А порой даже лучше и эффективнее.

1.1 При участии человека

Смысл заключается в личном вовлечении человека в процесс продаж. Им может быть как продавец, владелец предприятия или просто специалист call-центра. Здесь можно выделить следующее подвиды:

1. Личное общение. Общение с покупателем осуществляется напрямую при личной встрече. Территориально это может быть в магазине, в торговом центре или в офисе компании.

2. Использование средств коммуникации. Взаимодействие с клиентом происходят через канал связи. К примеру, продажа онлайн или по телефону с применением специальных скриптов.

Если сравнить эти два подвида, то первый вариант будет гораздо лучше и эффективнее, поскольку в нем менеджер может помимо речевого или вербального воздействия, использовать еще и невербальные способы коммуникации: язык жестов и мимика поможет расположить к себе собеседника намного быстрее.

+ высокая эффективность;

+ достижение цели оффера;

- расходы на персонал;

- слабый охват;

- человеческие эмоции и субъективизм.

1.2 Без участия человека

Основная идея в данном случае лежит на поверхности. Иными словами, человек никоим образом не участвует в процессе таких продаж. Хотя нет, он участвует только при их разработке и внедрении. В дальнейшем все работает в автоматическом режиме.

Сюда можно отнести посылку сообщений электронной почтой, SMS, в социальных сетях и мессенджерах, а также применение чат-ботов.

Поделюсь с вами небольшой хитростью – такие методы прекрасно работают в сфере розничной торговли.

+ минимальные расходы

+ большой охват

- необходимость в узкоспециализированных знаниях

- невысокая конверсия.

2. По числу стадий

Процесс продажи может быть простым и состоять из одной ступени, либо сложным и включать в себя несколько или даже много ступеней.

2.1 Простые

Здесь все просто и понятно. Покупатель видит ваш продукт и покупает его.

Он подходит для ситуаций, когда клиент знает, чего хочет, он уже в курсе характеристик товара, и ему не требуется дополнительная помощь.

Такие продукты не имеют множества свойств, причин для покупки немного, возражений и отказов крайне мало.

+ небольшие расходы;

+ быстрое совершение покупки;

- небольшая конверсия;

- трудно анализировать эффективность;

- почти нет возможности влиять на продажу.

2.2 Сложные

Сюда относятся продукты, имеющие большое количество свойств и характеристик, они могут иметь сложное техническое оснащение, а также отношение к ним может быть неоднозначным.

В отношении данных товаров следует дать покупателю подробную консультацию, рассказать о потребностях, которые удовлетворяет товар. Возможно, необходимо даже создать ее.

В многоступенчатых продажах воронка, изменяющаяся под особенности каждого продукта, будет иметь следующий вид:

Кто из начинающих свой бизнес не хотел бы сразу получить высокую прибыль? Уверен, что все. Но на практике получение дохода с продаж зависит от очень многих факторов.-2

Здесь не учтено нахождение потенциальных покупателей, послепродажный сервис, допродажи и превращение покупателей, обратившихся за разовой покупкой, в постоянных клиентов.

Любопытно, что в некоторых компаниях за каждую стадию отвечает определенный человек, и тогда подобную схему называют конвейерной.

Замечу, что от количества этапов в процессе продаж зависит и эффективность всей системы. Важно знать меру.

Проверить, хватает ли этапов в конкретно вашей ситуации можно путем анализа конверсии. Если на первой стадии она составляет 100 человек, а на следующей – 5, то становится очевидно, что чего-то не хватает.

+ большая конверсия;

+ проще анализировать результат;

+ больше возможности воздействовать на продажу;

- дорогостоящая внедрение и обслуживание;

- долгая совершение сделки;

- необходимость в обучении персонала.

3. По инициативе

Существуют 2 варианта развития событий: продажа может исходить от продавца или от клиента. Соответственно, продажи подразделяются на активные или исходящие и пассивные или входящие.

3.1 Исходящие

В данном случае инициатива осуществляется от продавца. Менеджер предлагает клиенту произвести покупку, а не наоборот.

Пример: холодные или горячие звонки, подойти к посетителю магазина с предложением, осуществление продаж на выставках и других мероприятиях, рассылка выгодных предложений и др.

+ возможность повлиять на покупку;

+ контроль над происходящим;

- чрезмерная настойчивость;

- невысокая конверсия;

- необходимость в обучении сотрудников.

3.2 Входящие

Здесь уже клиент инициирует покупку. Например, он подходит к консультанту в магазине, делает звонок в ваш офис, формирует заказ на интернет-сайте.

У такого клиента потребность уже существует, но чтобы окончательно определиться, ему требуется помощь специалиста. Либо он уже все решил и ему лишь необходимо оформить товар и получить чек.

+ большая конверсия;

+ проще настроить автоматизацию;

- мало людей, готовых проявить инициативу;

- много конкурентов.

4. По форме сбыта

К какому бы виду не относился ваш клиент, вам все равно нужно будет выбрать: либо осуществлять продажу продукта напрямую, либо с помощью посредников.

4.1 Напрямую

Речь идет о влиянии действий сотрудников вашей компании сразу на потребителя. Такой тип продаж может осуществляться в ваших собственных торговых точках при продаже своих товаров. Что касается услуг, то они предоставляются обычно непосредственно их производителем.

+ быстрое реагирование на перемены;

+ воздействие на обслуживание;

+ большая прибыль;

- дорогостоящее внедрение;

- низкий охват.

4.2 Через посредников

Такой вид продаж еще называют косвенным. Идея их заключается в том, что вы только производите продукт, а сбытом полностью занимается внешняя организация.

Можно работать с посредниками двумя основными способами:

1. Дилеры или дистрибьюторы. Дилеры продают продукт потребителям. А дистрибьютор – это еще один посредник между вами как производителем и дилером. Заключая договор с компаниями на таких условиях, вы полностью перекладываете ответственность за сбыт вашей продукции на них.

2. Агенты. Они не вкладывают свои средства в закупку ваших товаров, а просто находят для них покупателей. В награду агенты получают комиссию в размере определенного процента от сделки.

+ больший охват;

+ небольшие расходы;

+ вы сможете потратить свои силы и время на что-то более важное;

- отсутствие быстрого реагирования на изменение рыночной конъюнктуры;

- прибыль ниже;

- невозможность полностью контролировать обслуживание.

5. По объему реализации

Представьте, что вы реализуете товары собственного производства. Перед их реализацией нужно ответить на важный вопрос: в каких объемах их продавать. В зависимости от специфики вашей деятельности, реализацию можно осуществлять по несколько штук либо партиями: маленькими или большими.

5.1 Розница

В данном случае товары продаются, прежде всего, поштучно. Соответственно, такой тип продаж будет характеризоваться наибольшей ценой (из-за наценки), низкий объем реализации и узкий охват.

Каждому потребителю нужно обеспечить индивидуальный подход. Кроме того, непрерывно нужно работать не только над усовершенствованием характеристик продукта, но и надо повышением уровня обслуживания.

+ личное общение с клиентами;

+ большая прибыль;

- огромные расходы на обслуживание торговых точек;

- низкий охват.

5.2 Опт

Здесь товар реализуется крупными партиями, за счет чего достигается низкая цена и невысокая наценка (оборот выше и охват больше).

Оптовые продажи обычно предполагают взаимное сотрудничество с посредниками. Поэтому необходимо еще и следить за тем, чтобы соблюдались интересы двух сторон.

+ большой охват;

+ сбыт дешевле;

- нет общения с клиентами;

- цена сильно влияет на спрос.

Надеюсь, мои рекомендации помогут вам в выборе оптимального способа продаж для вашей компании.

Главное – помните, что не следует использовать все существующие типы продаж. Это не сработает. На конкурентов тоже не смотрите. Вернее, смотреть можно, но копировать с них систему продаж не стоит.