Когда бизнесмен знает свой бизнес и какое положение на рынке он занимает - это очень хорошо. Но когда эта информация оформляется в четкие цифры, структурируется и на ее основании разрабатывается конкретный план дальнейших действий - это высший пилотаж для тех, кто желает не просто знать свой бизнес, но и управлять им. О важном инструменте управления бизнесом и пойдет речь в этой статье.
Эдмон Дантес из романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» вряд ли сумел бы сбежать из тюрьмы, если бы не идея и, впоследствии, возникший план, который он успешно реализовал.
Любое планирование – это заранее намеченные действия по достижению необходимого результата. Ни конкретному человеку, ни бизнесу без него обойтись не получится. Без маркетингового плана, в том числе. Будем разбираться, что это такое, зачем он нужен, для кого, как подготовить и некоторые другие аспекты.
Маркетинг-план/маркетинговый план (МП) – это конкретный набор последовательных действий для достижения целей компании в долгосрочной перспективе, калькуляцией всех издержек и с определением возможных рисков.
Зачастую организации и отдельные бизнесмены относятся к МП несерьезно и не используют его в целях развития своего бизнеса: клиенты приобретают товары и пользуются услугами; есть клиентская база – все, в общем, хорошо! Однако, рынок очень изменчив и произойти может что угодно в любой момент! Выйдет на региональный рынок какая-нибудь московская компания или вообще придет зарубежный конкурент, и, часть клиентов, неизбежно потянется за новыми товарами и услугами.
Чтобы быть максимально готовым к возможным потрясениям на рынке, понять чем сейчас сильна ваша компания, и какое положение занимает в конкурентной среде, необходимо обязательно внедрить в практику маркетинговое планирование.
Скучной теорией статью грузить не будем. Будем отталкиваться от практических кейсов и конкретного опыта. Шаблоны для разработки своего собственного МП можете скачать для удобства в конце статьи.
Каждому ли нужен план по маркетингу?
Очень легко определить необходимость МП для вашей компании.
Планировать необходимо, если:
- компания имеет определенные цели
- вас не устраивает то, как компания развивается
- в компании тухлый отдел продаж, не приносящий результатов
- вы хотите развивать свой бизнес
- вы хотите больше зависеть от своих действий, а не от рыночной конъюнктуры и конкурентов
Маркетинговое планирование не нужно, если:
- текущее положение вашей компании на рынке вас полностью устраивает
- вы легко кладете конкурентов «одной левой»
- вас не беспокоит, что будет с рынком и вашей компанией завтра
В общем, для большинства очевидна необходимость маркетингового планирования для любой организации.
Светлая и темная стороны маркетинг-плана: чем хорош, а чем не очень?
У всего есть как положительные черты, так и отрицательные. В том числе и у такого необходимого и полезного инструмента, как МП.
Сначала о хорошем
В рамках конкретной организации МП можно назвать еще и инструкцией, с помощью которой вы зарабатываете деньги. Зная все сильные и слабые стороны своего дела, можно легко увидеть, как каждая его деталь влияет со знаком «плюс» или «минус» на генерацию прибыли. Фактически вам становиться понятно:
- в каком направлении развивается ваш бизнес;
- как лучше всего использовать ресурсы на дистанции;
- над чем нужно работать, чтобы достичь больших показателей;
- как определить проблемные места;
- спрогнозировать показатели результативности;
- как и когда разработать антикризисные меры.
Теперь о недостатках
1. Временные затраты – чтобы все проанализировать и составить хороший план, требуется приличное количество времени. В целом, это несущественные потери, однако, в условиях кризиса на рынке, они могут стать критичными, так как каждый день на счету;
2. Финансовые расходы – за все надо платить. Качественный МП – это хорошо выполненная работа профессионалом высокого уровня, а хорошие профессионалы стоят хороших денег;
3. Отсутствуют гарантии, что будет все как спланировали, так как могут появиться незапланированные результаты;
4. Актуальность данных быстро угасает и их необходимо постоянно мониторить и корректировать;
5. Возможные дополнительные расходы.
Это не критичные минусы, однако, и к ним нужно готовиться.
Теперь что, дальше мне все самому делать?
Хотите вы того или нет, но ваше участие в разработке плана обязательно. Если вы, естественно, хотите получить эффективную отдачу от созданного инструмента помощи в бизнесе.
Именно вы знаете каждую деталь вашего механизма. И именно вы самое заинтересованное лицо в том, чтобы этот механизм работал, как дорогие швейцарские часы.
Если хотите достичь большей эффективности и за более короткое время, стоит иметь в штате маркетолога или использовать услуги внештатных специалистов. Это может быть как маркетолог-фрилансер, так и маркетинговое агентство. Главное, убедиться, что выбранные вами специалисты компетентны в своей области. Однако, в любом случае, ответственность за маркетинг-план и за его реализацию будет нести собственник, так как именно вы утверждаете его финальную версию.
Хороший и богатый бизнесмен – это тот, который умеет анализировать, планировать и использовать в своей работе все возможные ресурсы и инструменты. МП – это отличный инструмент, помогающий оценить текущую ситуацию, сделать прогноз на будущее и выработать четкие действия.