Найти тему
Strategy

Кто в СССР в армию не ходил

Оглавление
Военная присяга.Фото из свободного доступа.
Военная присяга.Фото из свободного доступа.

Советском Союзе служба в армии считалась почетной обязанностью. Не служил – значит, не мужик и не о чем с тобой разговаривать – таково было убеждение подавляющего большинства. Это в наше время заботливые мамы стараются всеми силами «отмазать» свое чадо от службы. Раньше дело обстояло иначе.

Очень сильно было влияние на молодежь коммунистической пропаганды и комсомольской организации. Готовить мальчиков к службе в армии и необходимости защищать свою Родину начинали чуть ли не с рождения: уже четырехлетние карапузы в детском саду вдохновенно пели на утренниках патриотические песни, нарядившись в гимнастерки и пилотки, и мастерили папам танки и самолеты из пластилина к 23 февраля.

В школе подросшие мальчишки старательно занимались на уроках физкультуры и НВП (начальная военная подготовка), чтобы быть подготовленными, когда придет время. Уже в 9-м классе юношам предстояло пройти первые собеседования в военкомате, на которых выявлялись не только физические показатели допризывников, но и их настроения: кто чем «дышит», нет ли желания уклониться от службы.

Судьба «уклонистов»

Это была действительно незавидная участь – прославиться тем, что избежал всеобщей воинской обязанности. Особенно нелегко приходилось парням из сельской местности: на них показывали пальцами и считали «ненормальными», «больными», «не мужиками».

В городе таким «неполноценным» было несколько проще, но и там они попадали под неусыпный контроль вездесущей комсомольской организации, считаясь неблагонадежными гражданами.

Религиозные и политические убеждения

И все же нежелающие служить находились всегда. Парень, годный для прохождения воинской службы по состоянию здоровья, мог написать в военкомате заявление с отказом служить по религиозным или политическим мотивам.

Подавляющее большинство уклонистов старалось воспользоваться лазейкой в виде пацифистских взглядов: мол, я категорически против любой войны и не могу взять в руки оружие. «Отмазываться» политическими взглядами, не совпадающими с линией партии и комсомола, было, во-первых, сложно, а во-вторых, опасно.

Известны случаи, когда таких ребят запирали в психиатрической лечебнице, мотивируя это действие очень просто: нормальный юноша не может быть против политики нашей партии! А некоторые попадали за решетку за слишком рьяное отстаивание своих взглядов.

Кадр из фильма «Голубые молнии, 1978 г.
Кадр из фильма «Голубые молнии, 1978 г.

«Тиски» слегка ослабили в 1987 году: именно тогда была принята резолюция Комиссии по правам человека ООН, призывающая признать право уклонистов «на проявление свободы мысли, совести и религии». Руководство СССР стало осторожнее относиться к инакомыслящим: за их преследование можно было нарваться на международный скандал.

Надо сказать, приверженцев некоторых религиозных течений в СССР действительно освобождали от воинской повинности, например, баптистов. Чтобы получить освобождение, в конце 80-х нужно было доказать, что ты посещаешь религиозные службы, постоянно занимаешься духовными исканиями, придерживаешься пацифистских убеждений.

Взятки и «блат»

Многие обеспеченные граждане старались «отмазать» сына от службы, предложив армейскому начальству довольно солидную взятку. Сумма была высока и доступна лишь по-настоящему богатым людям. Взамен на руки «сынку» выдавался воинский билет, в котором ставилась соответствующая отметка.

Надо сказать, что дать взятку одному должностному лицу было недостаточно: судьбоносное решение принимала целая группа товарищей, поэтому приходилось делить между ними запланированную сумму. Обычно в такую «теплую» компанию входили военком, секретарь военкомата, а также председатель медкомиссии.

Кадр из фильма «В зоне особого внимания», 1977 г.
Кадр из фильма «В зоне особого внимания», 1977 г.

В качестве основания для освобождения от службы в воинском билете указывались статья 34, 35 или 36 Закона о воинской обязанности, то есть семейные обстоятельства, плохое здоровье или необходимость продолжения образования.

Негоден к службе из-за психиатрического диагноза

Обеспеченные семьи делали все возможное для того, чтобы к 18-летию у сына в медицинской карте оказывался определенный психиатрический диагноз, с которым и в армию не возьмут, и в обществе не осудят. К таким диагнозам относились, например, лунатизм, неврозы, эпилепсия. Так что дети высокопоставленных родителей в 70-х годах почти поголовно стояли на учете у психиатра.

Спасибо за внимание!!! Подписывайтесь на канал.