Найти тему
Polit IQ

«Лучшее, что со мной случалось в моем образовании!»

Меня зовут Олег Кононенко. Этой весной я выиграл грант Polit IQ на оплату летней школы в London School of Economics and Political Science. И пока это лучшее, что со мной случалось в моём образовании!

Фотографии из личного архива Олега Кононенко
Фотографии из личного архива Олега Кононенко

Подготовка

Для того чтобы поучаствовать в конкурсе грантов в этом году, участникам нужно было прислать резюме, оффер от школы и мотивационное письмо с описанием проекта в сфере государственного управления. 

Я прислал резюме, чуть позже - оффер (меня зачислили в летнюю школу LSE без проблем, мне достаточно было соответствовать их prerequisites, а они заключались в том, чтобы не быть в политологии “новичком” - нужно было, чтобы в транскрипте было несколько политологических дисциплин, и каждый студент политфака по этому критерию подходит). Самое сложное - проект для Polit IQ. Но и с этим я справился: написал проект, защитил его на английском и уже в апреле получил радостную весть, что я выиграл грант. 

Мой курс назывался Public Policy Analysis, и по содержанию эта дисциплина очень похожа на то, что мы изучаем в рамках “Государственной политики и управления” на факультете политологии МГУ. Поэтому сразу, как решил вопрос с документами (оплатой курсов, общежития LSE, билетов и визой), вплоть до отъезда пересматривал учебники и старые конспекты по госполу, а один из учебников даже взял с собой на случай, если с не буду чего-то понимать на английском (опасения были напрасны, материал LSE на английском заходил лучше, чем учебники на русском - с тех пор уверился, что читать и слушать материалы по политической науке нужно в оригинале). 

Летняя школа

Фотографии из личного архива Олега Кононенко
Фотографии из личного архива Олега Кононенко

Я приехал на третью сессию летней школы LSE, она проходила с 29 июля по 16 августа 2019 года. Утром 29-го я пришел в центральное здание Лондонской школы экономики на Олдвич стрит и понеслось: я получил студенческую карту, доступ и инструкции для библиотеки (о ней подробнее ниже, а кратко - это то, какими должны быть пространства для учебы везде) и расписание.  

Учёба

Фотографии из личного архива Олега Кононенко
Фотографии из личного архива Олега Кононенко

Моя учеба состояла из лекций по три часа и семинаров по полтора. Всего по 12 лекций и семинаров. 

  • Лекции вел профессор из Соединенных Штатов доктор Дэниэл Берлинер. До LSE он учился и преподавал в различных университетах США и на острова переехал за два или три года до того. Тема его специализации - коррупция, прозрачность и ответственность в политике (в policy, а не в politics - это очень важно для моего курса).

Каждая лекция сопровождалась презентациями, графиками и видео. Для LSE важен принцип “make it visual” - благодаря этому в лекции просто влюбляешься: информация легко запоминается, нить рассуждения не теряется, а обсуждать материал становится интересно на наглядных примерах. Я не замечал, что лекция в летней школе длится целых две пары - от такой подачи я не уставал и концентрация не рассеивалась.

-4

Трижды нам читали лекцию другие преподаватели - специалисты в определенной сфере. У нас были приглашенные лекторы по проблеме коллективного действия и теории игр, по институциональному и неоинституциональному подходам к политике и по теории и практике бюрократии.

  • Семинары вели аспиранты. И на каждом занятии они, во-первых, освежали в памяти материалы лекций, кратко пересказывая материал и при помощи презентаций расставляя акценты, и, во-вторых, давали нам “попробовать” теорию на практике. 

На семинарах мы либо сами готовили исследования (так, например, мы пытались применить разные методологические подходы для анализа политики в отношении оружия в США, определить, какой из них объясняет ситуацию лучше, и доказать, почему именно этот, а не другой), либо играли в практические игры (лучшая игра - на понимание теории игр при помощи карт; мы играли в парах с реальными ставками, и из-за того, что я не до конца понял нюансы теоретического материала, я проиграл пинту пива в английском пабе одногруппнику из Саудовской Аравии).

Для меня занятия в LSE - пример того, как в идеале должны быть спаяны лекции и семинары: нам не ставили баллы, задача семинара была понять тему полностью, без единого пробела, а сами семинаристы присутствовали на лекциях, чтобы пометить, где нужно развить мысль до лектором и чему уделить больше внимания на семинаре. Нас загружали домашним чтением, но даже если успевать не удавалось, семинаристы помогали - объясняли все детали. 

Еще на семинарах студенты из разных стран делились опытом. Было очень интересно, когда мы обсуждали кейсы по какой-то проблеме, а каждый из студентов приводил не только известные всем новости о масс-шутинге в США, атаки на танкеры в Оманском заливе, Брексит или коррупцию в Бразилии. Мы обсуждали отказ голландских контроллеров штрафовать за ношение хиджабов в общественном транспорте, проблемы взаимодействия министерств в Италии, внутренние дискуссии о разрешении женщинам водить автомобиль в Саудовской Аравии и нюансы антимонопольного законодательства Китая. 

-5

Особенно было забавно, что мы все сидели за несколькими круглой формы столами, и я сидел рядом с двумя студентками из Китая и студентом из Саудовской Аравии. Периодически, когда мы предлагали и обсуждали кейсы, а наш стол молчал, семинарист обращался к нам с фразой “How is it in authoritarian countries?”, и мы накидывали группе новые и новые кейсы для обсуждения.

  • Домашки у нас было много, читать приходилось каждый день по несколько статей, но в этом выручала. И действительно, выручала! Я много слышал про библиотеку LSE, но не понимал, за что ее так любят. И вот, оказывается, за что:
  • во-первых, она открыта до 00:00. В МГУ библиотеки открыты до 18:00-19:00, и, честно говоря, я не знаю, когда в них ходить. 
  • во-вторых, она удобная. Там есть печатные издания, а ещё компьютеры: на виндоус и на маке. Выбирай, с чем удобнее работать, чтобы не тратить время на привыкание. А ещё там есть пуфики, и на них студенты иногда даже спят. Это нормально, что студентов вырубает от чтения или нужен 30-минутный сон перед чтением, чтобы мозг отдохнул, и в LSE смотрят правде в глаза - и кладут несколько пуфиков в на нулевом этаже огромного читального зала. 
  • в-третьих, все или почти все издания загружены в интернет! И это очень облегчает жизнь, если не можешь бегать за бумажными изданиями, таскать их с собой или просто находишься слишком далеко от библиотеки. Через wi-fi Лондонской школы экономики открыт доступ к электронным изданиям всех библиотек мира, поэтому можно читать всё, что угодно.
  • Больше всего меня, конечно, впечатлил подход, с которым подходят к образованию и политической науке в LSE. 

Все студенты нацелены на эффективное восприятие информации, а преподаватели не считают, что они источники знаний. Они проводники - “освещают” проблемное поле, наглядно показывают, как научиться учиться и рассуждать в той или иной области и сами охотно спорят со студентами. И студент, даже, если ошибается, пытается доказать свою точку зрения. Чаще всего ошибающийся студент сам видит ошибку в ходе артикуляции своих аргументов и приходит к правильному решению. Ну а если студент всё-таки переспорит преподавателя, значит, он прав. Такого при мне, конечно, не было, но я допускаю, что в LSE это возможно. И в LSE этому учат. Слова “доказательство”, “аргумент” и вопросы  “зачем” и “как” - самые частые в первую очередь от преподавателей, но и от студентов такое можно услышать не редко. Самое главное, чему учат в LSE - рассуждать. Когда они оценивают студента, они так и говорят: “You are to make, develop and support the argument. It is how it works in LSE. It is the only way to pass the exam successfully”.

К науке у них тоже подход особый. Они смотрят на науку с точки зрения проблемы. Вся наука очень заточена на практический выхлоп, нас очень часто просили приводить реальные кейсы не важно из каких стран, главное, чтобы была конкретика. Сдать экзамен без этого было невозможно. Именно там я и понял, насколько для политолога важна матчасть. 

После учёбы

-6

Конечно, занятия - это не единственное, чем я занимался в Лондоне три недели, и не единственное, что подготовили для студентов летней школы в LSE. Устных экзаменов там нет, но зато есть очень крутая альтернатива: без рейтингов, субъективности и списываний.

Была там и крутая культурная программа: 

  • за время третьей сессии летней школы LSE Summer School Office и LSE Student Union организовали три вечеринки - приветственную в виде фуршета, круиз на Темзе после наших midterms и прощальную после финальных экзаменов. На каждой из них были диджеи, напитки, много веселья и бесконечное число новых знакомых со всего мира.
  • нам организовали экскурсии в Оксфорд, Кембридж и к Стоунхенджу (на последнюю я, к сожалению, не попал, так как поехал смотреть домашний матч моей любимой футбольной команды “Манчестер Юнайтед”, где она, будто чувствуя, что я приехал, разгромила лондонский “Челси” 4:0).
  • нас приглашали в театр. Тогда шли мюзиклы “Король Лев” и “Алладин”. Я попал только на первый, так как на “Алладина” быстро расхватали все билеты, но даже на одном “Короле Льве” я получил огромный заряд позитивных эмоций: театр! на английском! любимый в детстве мультик! крутые костюмы (я даже словами передать не смогу)!
  • ещё летняя школа организовывал беговой клуб, компьютерные мастер-классы и даже сеанс Puppy Therapy (в кампус привозили лечебных “собак”, чтобы студенты могли поиграть с питомцами и снизить уровень стресса).
  • почти каждый день были мастер-классы от работников карьерного центра LSE: как писать сопроводительное письмо, как писать резюме, как готовиться к собеседованиям, как коммуницировать с работодателями и университетами. В этом тоже нацеленность на конкретный и очень высокий результат.

Ну и, конечно, Лондон! Я жил в общежитии (у них совершенно переосмыслен подход к общежитиям, они просто сказка) в 10 минутах от LSE, каждый день наслаждался прогулками по этому не похожему ни на какой город, после пар мог прогуляться к историческим достопримечательностям или заехать в какой-нибудь аутентичный райончик. За эти три недели я успел побывать и на футболе в Манчестере, и на комедии в Лондоне, и в музеях, и в театрах - в общем, это были очень насыщенные три недели.

Экзамен

Экзамены в LSE тоже одно удовольствие, несмотря на стрессы, которые испытываешь при подготовке и сдаче. 

Система отчетности на моем курсе состояла из трех этапов. Она совсем не учитывала активность на семинарах, у нас не было ни рейтинга, ни проверяемых дз, и это здорово - никто не боялся на семинарах тупить, мы обсуждали, пытались понять, применить, оспорить материал. И все мои одногруппники любили семинары за это.

Всего было три этапа проверки знаний: formative exam, эссе и final exam. 

Formative exam - это такой экзамен “понарошку”. Он проверяется, но балл за него не учитывается при расчете финальной оценки за курс. Форматив нужен для того, чтобы студенты попробовали себя в формате экзаменов LSE. 

Формат formative exam был следующий: экзамен состоял из двух частей, в первой из которых нужно было выбрать определения (давалось 4, нужно было выбрать 2), дать объяснение концепту, детально объяснить, как он работает и что помогает объяснять, а также привести развернутый пример из реальной жизни; а во второй нужно было выбрать эссе (давалось 2, выбрать 1), и так же широко раскрыть тему и привести свои аргумент - make, develop and support argument. Оценивалось в основном умение доказать. Неважно, сколько написано, неважно, какой давности приводимый в качестве аргумента кейс, неважно, какую сторону спора выбрал студент - если он убедителен, он претендует на высокий балл. 

Обратную связь мы получали лично на почту. Экзаменатор подробно мотивировал выставленный балл, и никто из студентов не знал, кто что получил. Это удобно и избавляло от стрессов сравнения себя с другими. К тому же, студент понимал, где именно ему не хватило.

Эссе мы должны были написать по одной из двух тем, которые нам предлагались на выбор. У нас было строгое ограничение по количеству слов: мы должны были уложиться в 1500 слов +/- 10%. За отклонения как в большую, так и в меньшую сторону штрафовали. Были штрафы и за просроченные дедлайны. В случае плагиата работа снималась полностью. Как нам сказали, эссе - это главный способ оценки студентов в LSE. Именно в эссе можно показать, как ты владеешь материалом: рассуждаешь, аргументируешь, делаешь выводы. Это эссе влияло на 20% итогового экзамена. Фидбэк за эссе тоже каждый получил индивидуально, и он тоже был развёрнутый.

Final exam - выпускной экзамен летней школы. Его сдают только те, кто хочет получить оценку. Остальные могут согласиться на сертификат о количестве прослушанных часов. 

Естественно, я не мог просто согласиться на сертификат и решил испытать себя. Я закончил МГУ с красным дипломом, и мне было интересно, как мой уровень соотносится с уровнем LSE. 

За два дня до экзамена у нас закончились лекции, за день до него прошел последний семинар. До полуночи я просидел в библиотеке LSE, а затем до 3-х ночи дома за ноутбуком: повторял теорию, набирал реальные кейсы, выстраивал логику рассуждений и доказательств для каждого эссе из заранее объявленного списка тем и вопросов. 

Экзамены проходили в три потока: утренний, дневной и вечерний. Я сдавал в дневном потоке в 14:00, поэтому выспался, позавтракал, еще раз повторил записи и пошел в LSE. 

В аудитории, где сдавали экзамены, были парты с расчетом только на одного человека. Все девайсы мы предварительно убрали в сумки, а сумки сложили в дальний угол аудитории. Списать было невозможно - во-первых, мы всё сдали; во-вторых, всё просматривалось; в-третьих, за списывание сразу выставляли из аудитории, рисковать никому не хотелось; в-четвертых, списывать никому и не хотелось, все волновались, но воспринимали это исключительно как вызов, возможность проверить себя. Разве экзамены не для этого созданы?

Формат финального экзамена: те же две части, в первой выбираем концепты и детально описываем (только теперь выбрать не 2 из 4, а 3 из 6), а во второй выбираем эссе и рассказываем и доказываем (только теперь выбрать не 1 из 2, а 2 из 4). На все 120 минут. И тут уж понимаешь, как скоротечно время - от руки нужно было написать 3 коротких, но ёмких, и три длинных линий рассуждения и доказательств.

Когда это закончилось, все выдохнули и были довольны. Результат обещали прислать через месяц. Мой пришёл мне в середине сентября - я получил А, что в нашей системе равняется “Отлично”. 

Вместо заключения

-7

Время в летней школе LSE было незабываемым, продуктивным, полезным и очень вдохновляющим. Это помогло мне не только повысить мой уровень знаний и открыть для себя области, которые я не находил такими интересными и полезными, но захватили все мои мысли, но и научиться сравнивать, научиться ориентироваться в учебной и научной среде. Поэтому я всегда советую моим друзьям и знакомым хвататься за любую возможность, чтобы выехать и поучиться за рубежом. Вы даже не можете представить сейчас, насколько большим плюсом это будет для вашей академической и профессиональной карьеры. Такие выезды - всегда вызов. И я уверен. что их в жизни должно быть как можно больше.