Найти тему
ЖД-ответ

Почему помощник машиниста всегда стоит? Ему запрещено сидеть?

Электровоз ВЛ80 с грузовым поездом
Электровоз ВЛ80 с грузовым поездом

Начинаю вести канал в Дзене с ответами на вопросы о железной дороге, которые вы мне присылаете.

Первый вопрос, на который отвечу, звучит так:

почему помощник машиниста, будь то в электричке или в поезде дальнего следования, всегда едет стоя? им запрещено сидеть?

(орфография и пунктуация автора сохранены)

Ответ разделю на две части

1. Запрещено ли помощнику машиниста сидеть?

Конечно же нет. Просто имеются определенные условия, при которых помощник машиниста должен находиться стоя на рабочем месте. Как правило, инструкции требуют от помощника машиниста находиться на рабочем месте стоя в местах, где наиболее вероятно могут находиться люди, поэтому у обывателя создается впечатление, будто помощник машиниста всегда стоит, но это не так.

Локомотивная бригада в ожидании отправления
Локомотивная бригада в ожидании отправления

2. Когда помощник машиниста должен стоять и для чего это нужно?

На самом деле, помощник машиниста, по должностным инструкциям, стоит, естественно, не всегда. Приведу несколько случаев, когда он обязан это делать:

  • При следовании по железнодорожным станциям
  • При проследовании жд-переездов
  • При проследовании встречного поезда
  • При движении на запрещающее показание сигнала
  • При движении по местам ограничений скорости
Следование по станции
Следование по станции

Каждый пункт имеет определенный смысл, но объединяет их следующее: Стоя всегда повышено внимание, исключается засыпание, лучше обзорность и оценка обстановки (особенно на высоких скоростях). При приближении к переезду увеличивается возможность (как того требует должностная инструкция), оперативно выбежать из кабины при выезде крупногабаритного транспортного средства. При проследовании встречного поезда и следовании на запрещающий сигнал, помощник, дополнительно, должен приблизиться к рабочему месту машиниста. В первом случае, чтобы не пострадать от груза грузового поезда, вышедшего за габарит, либо мусора, выброшенного из окна пассажирского поезда. Во втором случае, помощник контролирует приборы на пульте машиниста и сообщает ему об их показаниях, а также контролирует действия машиниста для того, чтобы не допустить проезда светофора с запрещающим показанием.

-4

Если бы автор вопроса наблюдал за движением поезда на перегоне, где нет требований к помощнику машиниста находиться стоя на рабочем месте, то убедился в том, что помощник, как и машинист, выполняет свои обязанности сидя.

Любые свои вопросы о железной дороге пишите в комментариях