Найти тему

Суд - самый непонятный аркан

По крайней мере, когда я проводила опросы среди участни_ц курса, он был на первом месте по непонятности.
⠀ Эта статья - продолжение цикла про историю иконографии арканов. И с Судом происходили интересные изменения.

⠀ Сюжет Страшного Суда - очень конкретный и понятный: наступает конец света, архангел Гавриил трубит, оповещая всех об этом, а мёртвые восстают из могил, чтобы быть рассортированными на две категории - грешники навечно попадут в ад, а праведники в рай, Град Небесный, Новый Иерусалим (аркан Мир). Старая жизнь становится полностью неактуальна (в том смысле, что ей невозможно жить дальше), но обретает решающее значение (в том смысле, что именно по ней будут судить, какой будет новая).

⠀ Очень часто мои учени_цы спрашивают, что происходит на карте: что за голые люди в гробах и что за чувак с трубой. Это говорит о том, что в целом для современного человека сюжет Страшного Суда уже не говорящий, он не несёт универсального, читающегося всеми послания. Знания библейских сюжетов уже не неизбежны. Логично, что для выражения идеи двадцатого аркана уже в 20 веке начинают искать новые сюжеты и композиции.

⠀ Алистер Кроули переименовал Суд в Эон (период около 2000 лет, примерно соответствующий астрологической эре) - имея в виду радикальную смену социальной, исторической и духовной парадигм. (Эон Гора, Эра Водолея, Сатья-Юга - в общем, идея о наступлении радикально нового века есть в разных мировоззрениях.) Собственно, божественный ребёнок Гор и изображён на Эоне из Таро Тота.

⠀ Другой путь переосмысления иконографии Суда для сохранения его смысла - наделение новым символизмом старых элементов карты. Например, во многих современных колодах Архангел всё так же трубит, но это уже не столько про конец света, сколько про символический зов, призвание, которое звучит в душе в кризисные моменты: когда старая «жизнь» человека исчерпана, и когда пришло время радикально пересмотреть её и перейти на совсем новый уровень. Старое не просто отмерло и потерялось (как на Смерти), не просто разрушено (как на Башне), оно просто уже совсем не актуально: и человек уже другой, и реальность вокруг него.

Эту идею современные колоды иллюстрируют по-разному: огненным возрождением Феникса, открытым порталом в другой мир, яйцом, в котором зреют новые возможности, зеркалом, в котором видна правда (а после того, как её увидишь, уже не можешь жить по-старому)... а многие колоды по-прежнему выбирают рассказывать историю про Страшный Суд, и из колоды в колоду мёртвые снова встают из могил, чтобы узнать итоги своей жизни и отправиться в ад или рай по результатам.