Найти тему
Предмет Теории

Экспертные знания и модели поведения человека. Что мы не знали?

Основной вопрос в когнитивной нейронауке заключается в следующем: какие компоненты мозга являются врожденными (генетическими), а какие - приобретенными в результате взаимодействия с окружающей средой? Существует такое измерение человека, которое выходит за рамки прямого сенсорного восприятия, но в то же время остается в рамках биологии.

Это просто сенсорный опыт на более высоком иерархическом уровне. Этот механизм является продуктом обучения и имеет большое значение для способности отличать людей от машин. Человеческое существование и проецирование себя в мир формулируется изнутри индивидуума через восприятие внешнего мира, создавая тем самым рамки толкования.

https://pixabay.com/ru/illustrations/днк-биологии-медицина-джин-163466/
https://pixabay.com/ru/illustrations/днк-биологии-медицина-джин-163466/

Это область "экспертных знаний", где сложные данные об окружающей среде стали настолько интернализированными, что восприятие кажется почти экстрасенсорным. Опыт представляет собой сенсорную реакцию, которая стала слишком сложной для того, чтобы мы могли легко описать, классифицировать или понять ее в аналитическом ключе.

Опыт дает нам репертуар моделей, которые мы затем используем для бессознательного соответствия незнакомым ситуациям. Многие качества на самом деле являются результатом хорошо развитых навыков восприятия на уровне экспертных знаний.

Наш основной нейрофизиологический облик генетически определен. Однако после рождения наша нейронная сеть формируется окружающей средой и обучением, приобретая дополнительные, негенетические свойства. Эти свойства включают в себя распознавание структурных и функциональных признаков.

Генетическая основа делает возможным создание структур обучения, но дает привилегии определенному типу структур, основанных на генетическом шаблоне. Обучение способствует распространению наших генов, поэтому эти два информационных компонента взаимосвязаны.

В целом, генетические и научные компоненты нашей памяти и сенсорных систем работают как единое целое, выступая в качестве набора врожденных ответов.

Поведенческие модели

Эмоциональное обучение является результатом сенсорного ввода, но остается подсознательным. Она работает независимо от сознательной памяти, поскольку большая часть информации, которую мы обрабатываем, недоступна сознанию.

https://pixabay.com/ru/photos/человек-глупо-смешные-crazy-869215/
https://pixabay.com/ru/photos/человек-глупо-смешные-crazy-869215/

Модели, полученные эмоционально через восприятие, действуют так же, как и наследственные. Причина, по которой они вызывают положительные эмоции, заключается в том, что они удовлетворяют внутреннему шаблону.

В результате нашей эволюции наш внутренний шаблон очень специфичен. Многие аспекты нашего поведения и личности либо приобретаются, либо являются врожденными, и оба они хранятся как бессознательные знания.

Андрюс Куликаускас делает следующее заявление о поведенческих моделях, имеющих биологическое происхождение:

«Образцы могут помочь нам понять социальную значимость языка жестов, поскольку кажется, что у нас есть "шестое чувство". Это талант, которого, на мой взгляд, нет у людей, страдающих аутизмом, и поэтому они должны сосредоточить свое сознание на подсказках, кажущимися большинству из нас простыми для чтения» (Андрюс Куликаускас)

Образцы, признанные нашим нейрофизиологическим аппаратом, являются ключом к пониманию человечества и его связи с Вселенной. Шаблоны организуют индивидуальные действия в более сложные цепочки.

Хотя этот процесс хорошо понимается на языке, в котором слова объединяются для получения значимого послания, он остается за пределами аналитического понимания мира большинством людей.

Когнитивные психологи распознают паттерны как схемы, определяющие некоторые предпочтительные сенсорные входы. Схемы также контролируют скоординированные движения тела. Практически в каждой человеческой деятельности обнаруживаются закономерности, которые порождают формы и соединительную сложность традиционной архитектуры и урбанизма.

https://pixabay.com/ru/illustrations/мозг-думать-связь-интеллигентая-ый-4490831/
https://pixabay.com/ru/illustrations/мозг-думать-связь-интеллигентая-ый-4490831/

В конце хотел бы добавить, что экспертные знания в области архитектуры и градостроительства заложены в традиционной среде. В то время как некоторые компоненты дизайна являются контекстуальными, многие из них действительно универсальны.

Все, что нам нужно сделать, это прочитать их. Язык шаблонов Кристофера Александра кодифицировал эволюционирующие модели взаимодействия человека с окружающей средой и друг с другом. Эта древняя книга создала практическую комбинаторную основу для дизайна, основанную на современных решениях.

Кстати, он уже содержит многие ключевые понятия, которые позже были объединены для определения биологического дизайна. Первоначально предполагалось, что архитектура будет в большей степени ориентирована на человека, но архитекторы проявили небольшой интерес к этой информации. Вместо этого, структура шаблонов была подобрана сообществом компьютерных программ, которое в настоящее время регулярно использует ее для решения сложных задач, возникающих в больших программных продуктах.

Сегодня мы понимаем эволюционную конвергенцию как фундаментальный показатель параллельной, независимой эволюции конкретных моделей. Столкнувшись с обширным пространством решений, эволюция неоднократно находила относительно небольшое количество работающих прототипов. Они характеризуются морфологическим сходством.