Найти в Дзене
Сериалист

Сериал "Шторм" — безупречный отечественный нуар

Сериал «Шторм» режиссера Бориса Хлебникова я посмотрел со значительным опозданием, и он прямо по-настоящему хорош. Это настоящая "грязная" коп-драма, из тех, которые любят снимать, например, французы. «Шторм» очень легко представить, скажем, на Netflix, где он будет выглядеть сильно лучше, чем половина «национальных» проектов, которых платформа себе собирает по миру. «Шторм» это история про любовь и коррумпированных ментов, очень крепкий отечественный нуар. Здесь нет никаких сценарных провалов, досадных промахов, никаких даже намеков на испанский стыд, когда ты вроде хорошо относишься к режиссеру и к актерам, доверяешь им, но какие-то сцены смотреть реально не можешь, потому что они нелепые, глупые, позорные и непонятно, как попали на экран. В «Шторме» вообще ничего этого нет, хотя ряд сцен смотреть и правда тяжеловато — из-за пресловутой "эмоциональной достоверности". Хлебников во всех интервью говорит, что они старались добиться этой «эмоциональной достоверности» — и они ее ре
Александр Робак в сериале "Шторм"
Александр Робак в сериале "Шторм"

Сериал «Шторм» режиссера Бориса Хлебникова я посмотрел со значительным опозданием, и он прямо по-настоящему хорош. Это настоящая "грязная" коп-драма, из тех, которые любят снимать, например, французы. «Шторм» очень легко представить, скажем, на Netflix, где он будет выглядеть сильно лучше, чем половина «национальных» проектов, которых платформа себе собирает по миру.

Наталья Рогожкина в роли жены коррумпированного застройщика
Наталья Рогожкина в роли жены коррумпированного застройщика

«Шторм» это история про любовь и коррумпированных ментов, очень крепкий отечественный нуар. Здесь нет никаких сценарных провалов, досадных промахов, никаких даже намеков на испанский стыд, когда ты вроде хорошо относишься к режиссеру и к актерам, доверяешь им, но какие-то сцены смотреть реально не можешь, потому что они нелепые, глупые, позорные и непонятно, как попали на экран.

Александр Робак и Михаил Брашинский в роли "адвоката дьявола"
Александр Робак и Михаил Брашинский в роли "адвоката дьявола"

В «Шторме» вообще ничего этого нет, хотя ряд сцен смотреть и правда тяжеловато — из-за пресловутой "эмоциональной достоверности". Хлебников во всех интервью говорит, что они старались добиться этой «эмоциональной достоверности» — и они ее реально добились, почти на уровне Ханеке, здесь вопросов нет ни к героям, ни к их поступкам. При этом в сериале нет никакой чернухи, несмотря на материал. Все очень аккуратно, без эксплотейшена (но с матом — куда без него в таком кино). Ни к сценарию, ни к режиссуре, ни к актерам нет претензий совсем.

Актер, открытый Алексеем Балабановым, питерский бизнесмен,  бывший десантник с реальным криминальным прошлым Александр Мосин в роли главного "плохого парня"
Актер, открытый Алексеем Балабановым, питерский бизнесмен, бывший десантник с реальным криминальным прошлым Александр Мосин в роли главного "плохого парня"

Все начинается с трагедии в свежепостроенном Дворце спорта в каком-то из российских городов. На открытии Дворца из-за обильного снегопада рушится крыша, погребая под собой детей и взрослых (сценарий был написан задолго до трагедии в Кемерово). Двое друзей-детективов из Следственного комитета (Александр Робак и Максим Лагашкин) начинают раскручивать дело — под подозрение попадает застройщик (Геннадий Смирнов), который явно "экономил" на стройматериалах, чтобы воровать деньги в пользу свою и инвестора (Александр Мосин). Дело движется, но внезапно любимая женщина (Анна Михалкова) одного из следаков (Робак) падает с трудно излечимой болезнью. Срочно нужны деньги и герой Робака затевает смертельно опасную игру со взятками и убийствами.

Геннадий Смирнов в роли коррумпированного "застройщика"
Геннадий Смирнов в роли коррумпированного "застройщика"

Особенно во всей этой истории мне нравится кастинг: здесь только Наталья Рогожкина (жена застройщика) и Михаил Яковлев (порученец персонажа Робака) настоящие "красавчики", остальные сплошь характерные артисты. Сам Робак — совсем не героического амплуа актер, да и Анна Михалкова, из-за которой его персонаж устраивает смертельную свистопляску — совсем не фем-фаталь.

Анна Михалкова
Анна Михалкова

В "Шторме", как и положено в нуаре, нет положительных героев. Симпатии зрителя на стороне героя Робака, но он — хладнокровный убийца, готовый жертвовать собой и другими людьми ради любимой женщины. Но он, как чувствует зритель, хотя бы жертвует остальными ради любви, ради другого человека. Другие — ради денег, комфорта, собственной безопасности.

И при этом — что важно — у героев-ментов еще остается мотивация "наказать преступника". Хотя они крутят законом как хотят, человек, который рискует чужими жизнями просто ради собственной выгоды для них однозначно достоин наказания.

Максим Лагашкин в роли следователя Осокина, друга главного героя
Максим Лагашкин в роли следователя Осокина, друга главного героя

"Шторм" хорош тем, что проходит по грани между реально качественным высоким кино и спекулятивной бытовухой. Несмотря на "грязный" материал, ментов, зеков, киллеров он умудряется стать высокой драмой со всеми жанровыми чертами о любви и дружбе. И, конечно, особенно тут хороши режиссура и сценарий. Здесь нет ни единого промаха и авторского провала в том, как рассказывать историю, здесь все естественно, уверенно и достоверно, как и должно быть в настоящем хорошем кино.

Михаил Яковлев в роли безотказного порученца главного героя
Михаил Яковлев в роли безотказного порученца главного героя

Подводя итог, я бы советовал всем, любящим кино, посмотреть "Шторм". Это действительно отличный сериал. Он гораздо лучше "Метода" и "Мертвого озера", например, да и почти всех остальных эфирных детективов "про ментов".

______________________________________________________________
Читайте нас на
facebook.com/serialist.info/,
смотрите на
instagram.com/the_serialist/.