Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Выставка "Импрессионизм и испанское искусство" – солнечные консервы для хмурой Москвы

Оглавление

Кто в Москве умеет делать выставки, так это Музей русского импрессионизма. Всё продумано, изящно, со вкусом и вниманием к деталям. «Импрессионизм и испанское искусство» – очередное тому подтверждение.

1. Море и солнце

Однажды мне в голову пришла идея: на весь тоскливый осенне-зимний период открывать выставку «Солнечные консервы» с согревающими картинами, скульптурами и прочим. В каком-то смысле Музей русского импрессионизма эту идею воплотил: целый этаж солнечных консерв открыт до 26 января.

На небесно-голубых и океанических синих стенах бушуют краски испанского лета. В брызгах прибоя резвятся мальчишки, в потоках света виноград превращается в изюм, в долине Бои шумит ручей... Здесь дышишь полной грудью, наполняешься знойной радостью и забываешь, что за бортом – дождь, слякоть и ветер.

2. Чёрное и белое

Испания – страна, пронизанная «кисло-сладким вкусом весёлой грусти» (так писал Сантьяго Русиньоль), страна сплавленных воедино контрастов. На выставке эти контрасты представлены во всём своём многообразии: здесь есть картины певцов «Чёрной Испании», у которых даже полуденная сцена торговли каштанами наполнена драматизмом и тревожностью, цыгане показаны «с трагической стороны», «один убивает себя, всадив нож в горло, другой преследует парочку, зажав в зубах нож»... (Так писал о своих картинах Изидре Нонель в 1898 году.)

Изидре Нонель, "Торговка каштанами", ок 1897-1900. 46х61 см. Музей Эл-Конвентент, Барселона
Изидре Нонель, "Торговка каштанами", ок 1897-1900. 46х61 см. Музей Эл-Конвентент, Барселона

Но преобладают всё-таки работы певцов «Белой Испании» – страстной, яркой, напоённой солнцем... Хотя в живописи этой страны контрастов в солнечной сцене чувствуешь тревогу, а в ночной – светлую лёгкость.

Жоаким Мир, "Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка)", 1900. 45х60 см. Частное собрание, Барселона
Жоаким Мир, "Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка)", 1900. 45х60 см. Частное собрание, Барселона

3. Испания и Франция

Импрессионизм – изобретение французское, но подхваченное и в России, и в Испании. Это значительнейшее, хотя и не моё любимое направление в искусстве, и прелесть его в том, что каждая национальность трактует его по-своему, привносит что-то своё.

Испанские импрессионисты даже Париж пишут так, как никогда не написал бы Ренуар, – ночным и тревожным. Они не боятся чёрного цвета, который изгнал из своей палитры Моне, пишут порой так пастозно, как будет писать Ван Гог, а свет вовсе не обязательно пропускают через фильтр летней листвы – Элисеу Мейфрен, да и не только он, не боится прямого солнечного света, который высветлят городской пейзаж до сиятельной белизны.

4. Звуки и запахи

Музей русского импрессионизма славится тем, что некоторые картины в коллекции можно понюхать и потрогать: здесь есть гипсовые барельефы, передающие сюжет картины, для незрячих (детям тоже нравится возможность прикоснуться к искусству) и стеклянные колпаки с законсервированным запахом для всех, кто хочет полного погружения.

Игнази Мальол, "Кусты роз (Коста-Брава)", 1920. 100х110 см. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Игнази Мальол, "Кусты роз (Коста-Брава)", 1920. 100х110 см. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» есть три картины, оформленных таким образом и два приятных дополнения, которые я не встречала в основной экспозиции. Во-первых, здесь усилен эффект присутствия: если на картине пианист, то можно не только потрогать барельеф, но и пробежать пальцами по клавишам; если перед вами сцена в розовом саду с моделью кораблика, то вы можете прикоснуться к полноразмерной модели с тканевыми парусами.

Такое внимание к мелочам трогательно во всех смыслах. А что же звуки? Они тоже есть! Как могла бы звучать выставка испанского импрессионизма? В голову в первую очередь приходит фламенко, но первая ассоциация – самая банальная ассоциация. Организаторы выставки выбрали более изящный подход: в «музыкальном уголке», где висят портреты Эрика Сати и Исаака Альбениса за инструментом, тихо, отдалённо звучит их же музыка.

И, поскольку композиторы запечатлены у клавишных инструментов, то и сочинения выбраны фортепианные. Эта часть выставки настолько нежная и мягкая, что у меня на глаза навернулись слёзы. Стоишь, слушаешь «Три гимнопедии», смотришь на Эрика Сати у фисгармонии и будто видишь, как по клавишам бегают его гибкие пальцы...

Выставка открыта до 26 января 2020, билеты можно приобрести на входе.

P.S. Совсем полное погружение обеспечил французский пианист, который настраивал музейный рояль. Мы поговорили на смеси французского с нижегородским английским. Погода по пути из музея казалась не такой уж и сырой... И вовсе даже не такой холодной. «Солнечные консервы» в действии.

Уже ходили на выставку? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Читайте также:

Расписание моих лекций об искусстве здесь, а предзаказ книги #Бытьгением – вот тут.

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!