Внимание! Это третья часть моего рассказа про SSJ-100. Начало здесь:
SSJ-100 - надежда, чуть не ставшая провалом. Часть 1.
SSJ-100 - надежда, чуть не ставшая провалом. Часть 2.
Итак, третья - финальная - часть моего рассказа про Суперджет, который, судя по комментариям под моими прошлыми статьями, и в правду является самым противоречивым Российским самолетом. В предыдущих статьях я уже рассказал про прошлое и про настоящее этого самолета. Что ж, настало время поговорить о будущем!
Для начала хочется окончательно развеять миф о непопулярности Суперджета. Начиная с 2007 года (вместе с опытными самолетами) было построено 194 самолета, из них 153 поставлено заказчикам . Учитывая непростую судьбу самолета, это очень неплохой результат! Ежегодно производится 20-25 самолетов, пик производства был в 2014 году, когда было построено 36 бортов, из которых 27 было поставлено заказчикам.
Кроме Российских авиакомпаний, один самолет эксплуатируется погранслужбой КНБ РК.
Намерения купить (или взять в лизинг) выражают такие авиакомпании, как Royal Air Maroc, Tajik Air, Georgian Airlines, SCAT, Air Indus, Comlux. Авиакомпании, в которых Суперджет уже эксплуатируется, тоже продолжают закупать эти самолеты - например, на МАКС-2019 авиакомпания "Якутия" подписала контракт на закупку еще 10 ssj-100.
Доработка Суперджета сейчас связана в основном с улучшением его летных характеристик.
21 декабря 2017 года в ЛИИ им. Громова (Жуковский) состоялся первый испытательный полёт самолёта Sukhoi Superjet 100 с установленными законцовками крыла.
Полёт борта SSJ100 (заводской номер 95032) с установленными горизонтальными законцовками крыла занял 2 часа 42 минуты. Экипаж АО «ГСС» выполнил оценку характеристик устойчивости и управляемости самолёта в различных конфигурациях механизации крыла. Так же в полёте были выполнены режимы по определению расходов топлива на различных этапах. Полёт проходил в диапазоне высот до 11 000 метров.
Конфигурация законцовок в виде сабли, установленная на Sukhoi Superjet 100, стала результатом комплекса расчётных исследований, инженерных и экспериментальных работ, проведённых разработчиком самолёта — компанией Гражданские самолёты Сухого при участии Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Геометрия законцовок была определена с применением инновационных методов трехмёрной оптимизации на базе численных расчётов аэродинамики, которые являются уникальной разработкой ЦАГИ, активно используемой в авиационной отрасли России, в частности в программе Sukhoi Superjet 100. Ожидается, что оснащение SSJ 100 законцовками позволит снизить расход топлива не менее чем на 3%. Кроме того, использование законцовок должно улучшить взлетно-посадочные характеристики; также ожидается рост характеристик скороподъемности, что позволит расширить ограничения машины по базированию в условиях жаркого климата и высокогорья.
Таким образом, Суперджет станет более универсальным, что, хочется надеяться, положительно отразится на желании авиакомпаний приобрести этот самолет. Кстати, с переоборудованием уже выпущенных самолетов проблем тоже не возникнет.
19 октября 2019 года начались переговоры между Россией и Сербией по закупке «Суперджетов» (SSJ 100) и новейших лайнеров МС-21. Это показывает, что Российский авиапром все больше заинтересовывает иностранные авиакомпании - что, конечно, не может не радовать.