Можно ожидать, что направление смены класса имеет значение, и что траектории движения вверх и вниз не приведут к одинаковому расширению инструментария. Ожидают этого по двум причинам.
Во-первых, если социализация в раннем возрасте отпечатывается в глубоких ценностях и социальных тенденциях, то вполне вероятно, что различия в ценностях и нормах, усвоенных отдельными людьми из социальных классов, могут привести к различиям в степени их взаимодействия с новой классовой средой во время их перехода. Представители более высокого социального класса с большей вероятностью изучают нормы независимости и самодостаточности. Лица более высокого социального класса, как правило, имеют доступ к ресурсам, позволяющим им удовлетворять свои личные потребности и желания, не полагаясь на помощь других, они имеют высокий уровень личного выбора в отношении своего поведения, и они могут оказывать значительное влияние на окружающую их среду.
Напротив, люди из среды низших социальных классов, как правило, имеют ограниченные ресурсы, сталкиваются с большими ограничениями в выборе и вынуждены полагаться на членов своих общин и социальных кругов для достижения поставленных целей. Эти различные экологические реалии заставляют представителей высших классов усваивать нормы независимости и социального разделения, в то время как представители низших классов учатся быть более взаимозависимыми.
Нормы независимости, типичные для высшего класса, скорее всего, снизят степень интеграции людей, спускающихся по лестнице социального класса, в новую среду обитания и взаимодействия с ней. Напротив, нормы взаимозависимости, усвоенные в контекстах низших социальных классов, способствуют социальной чувствительности, социальной связанности и адаптации к новым ситуациям. Кроме того, представители низших слоев общества зачастую более просоциально мотивированы и испытывают больше сочувствия, предполагая, что они будут более мотивированы на установление социальных связей по мере продвижения на различные позиции на лестнице социального класса.
Вторая причина, по которой направление перехода может иметь значение, заключается в том, что переходы вверх и вниз по лестнице социального класса могут быть не столь желательны. Продвижение вверх по лестнице социального класса соответствует получению ресурсов, статуса и лучших жизненных результатов различных типов, а движение вниз по лестнице класса означает обратное. Люди из высших социальных классов имеют доступ к влиятельным сетям людей, повышенное благосостояние и лучший доступ к престижным профессиям.
Получение или сохранение этих и других преимуществ, которые дает высокий социальный класс, вероятно, мотивирует людей стремиться к более высокому социальному классу или сохранять высокий социальный статус. В связи с этим ожидают, что люди, продвигающиеся по лестнице социального класса, будут мотивированы на взаимодействие с более богатой средой, чтобы научиться эффективно ориентироваться в ней, поскольку это дает много желаемых результатов.
И наоборот, люди, опускающиеся по лестнице социального класса, мотивированы на сохранение льгот, предоставляемых их предыдущим социальным классом, и поэтому, вероятно, будут прилагать больше усилий, пытаясь взаимодействовать с ними и сохранять свое положение в социальных сетях и контекстах, в которых они покидают страну.
Такое нежелание участвовать в занятиях, которые проходят в классе, предполагает, что мобильные люди будут менее склонны адаптироваться ко многим культурным инструментам низших социальных классов, с которыми они сталкиваются. Напротив, мобильные студенты должны быть особенно склонны использовать культурные инструменты классов, которые они проходят, в связи с тем, какую пользу они могут получить. Поэтому, ожидают, что направление классового перехода связано с расширением набора культурных инструментов.
Траектория движения переходников из одного класса в другой связана с расширением их набора инструментов культуры таким образом, что переходы вверх расширяют этот набор инструментов в большей степени, чем переходы вниз.