Все мы помним Дарвина с его мыслями по поводу естественного отбора: выживает сильнейший и все такое. Но применима ли эта теория к настоящему времени?
Учась в медицинском, становишься тем еще скептиком. Приобретаешь собственное, весьма критичное, мнение касаемо многих вопросов, отрицаешь внезапное исцеление, дарованное полынью и подорожником. Формируется непоколебимый взгляд на все и вся, спойлер: чаще всего он негативный. Так, мой карающий взор не прошел и мимо Дарвина.
В мире животных
Ты лев, изголодавшийся по мясной туше и выслеживающий стадо антилоп. Подобраться к добыче сложно – пугливые копытные прислушиваются к любому шороху, они готовы бежать при малейшей опасности. Что же делать? Выжидать, следить, вдруг кто отстанет. Молодняк еще мал, а у старых мало сил, чтобы выдержать продолжительную погоню. В забеге выживет та антилопа, которую не подкосили болезни, сильная, быстрая, упорно борющаяся за свою жизнь. Логично? Логично.
Выживает сильнейший
Но что же люди?
Раньше эпидемия чумы подкашивала многих, оставляя в живых сильных организмом и духом. Дети, родившиеся с пороком развития, погибали, не доживая до года. ДЦП, диабет, ревматизм – вспомните, многие умирали гораздо раньше положенного, медицина с трудом справлялась с обычной простудой. Да и старость тогда приравнивалась к 30-40 годам. Эволюция как будто отбирала сильнейшее человечество с качественной генетикой, не оставляя шанса слабым.
А теперь посмотрите на наше время. Наука не стоит на месте. Врачи делают все возможное, чтобы помочь, излечить недуги. Но так ли это хорошо?
Вылечив одного онкологического больного, мы способствуем приросту опухолевых образований в будущем. Рак, имеющий наследственную природу, возродится у одного ребенка, а затем и у его детей или, быть может, внуков. Шизофрения, с которой наблюдался отец, с большой вероятностью продлит свое существование среди последующего поколения. Все, процесс запущен, процветает множество различных расстройств. Ученые пока не научились очищать геном от возможных наследственных заболеваний.
Не спорю, медицина – это хорошо. Но ведь если посмотреть под этим углом, получится, что мы заведомо ослабляем человечество, прививаем ему психические и другие, с трудом излечимые, болезни. Мы снижаем возможность продления рода, излечивая бесплодие и проводя искусственное оплодотворение. Да, сейчас нам это кажется спасением. Но если подумать, что тогда нас ждет в будущем? Ведь мы пьем лекарства и этим способствуем наследуемости заболевания. В то время как слабый умер бы и не смог передать «хворь» своим внукам.
Препятствие эволюции
Ладно, забудем про наследственность. Допустим, онкология для нас неизбежна, учитывая загрязнение окружающей среды и так далее. Но что сказать про менее глобальные заболевания, например, миопию.
В деревянные времена острое зрение нужно было, чтобы увидеть приближающегося хищника, охотника враждующего племени. В идеале врага лучше всего заметить издали, так можно подготовиться к наступающей беде, да хотя бы убежать от нее. Плюс, глаза помогали выслеживать добычу, пасущуюся далеко на холме. А что сейчас? Конечно, никто из нас не бегает с дубинкой и не защищает хижину от тех же тигров и львов. Зрение – главный инструмент нашей приспособительной жизни. Взгляд теперь сфокусирован на более близких предметах: телефоне, экране ноута. Даже в свободное время мы смотрим телевизор, читаем книги. Теряя же остроту зрения, обращаемся за помощью к врачам, носим очки, делаем операцию.
Но вспомним про рыб, например. Для того, чтобы ходить по земле, они отрастили ноги и превратились в пресмыкающихся. Эволюция поспособствовала улучшению условий их существования.
А теперь посмотрим на людей. По идее, чтобы приспособиться к нашему режиму работы, поглощению огромного потока информации, глаз должен был измениться. Получить, быть может, что-то среднее между дальнозоркостью и близорукостью, так нам не пришлось бы надевать очки. В любом случае мы видели бы одинаково хорошо. Но нет, операции, стеклышки, способствуют застою. Нет прогресса, нет приспособления (забудем про техническую сторону).
Или зубы. Раньше древним людям приходилось разжевывать твердое мясо. Хорошие жевательные поверхности, крепкие резцы и клыки — вот, что было важно для человека тех времен. Сейчас же, мы едим мягкую пищу, хорошо проваренную, обжаренную, пропаренную. Отсутствие такой еды приводит к развитию кариеса и множеству других зубных болезней. Да, стоматологи помогают справиться и с этой проблемой. Но опять же, а может без них наша челюсть эволюционировала бы? Ну смотрите, мы же до сих пор удаляем зубы мудрости. Можно представить, что челюсть уменьшилась, восьмерки исчезли, жевательная поверхность изменила бы свою форму и назначение. Мы бы меньше обращались к врачам.
Ну хорошо, ладно, не про врачей. Посмотрите на условия нашей жизни. Раньше люди спали на голой земле, охотились под ливнями и ничего, никто не простужался от случайного ветерка. А сейчас стоит слегка приоткрыть форточку, выйти на улицу с мокрыми волосами и все: простуда, ангина, бронхит. Мы тут же заглатываем таблетки, порошки, «дай бог не заболею». Получается дело не только в развивающейся науке, но и в условиях в которых мы живем. Хотя в том и другом случае препятствие эволюции на лицо. Ударюсь в научную фантастику и предположу развитие мощного иммунитета. Но куда там, обилие вновь изобретаемых лекарств, развитие новых методов лечения делают свое дело. Конечно, сколько людей столько и мнений. Я же думаю именно так.