Найти тему

Иностранные водительские удостоверения. Венская конвенция. (часть 1)

В 2015 году издана новая редакция Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ О БДД). Но до сих пор у многих водителей, инспекторов ГИБДД нет полного его понимания.
В 2015 году издана новая редакция Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ О БДД). Но до сих пор у многих водителей, инспекторов ГИБДД нет полного его понимания.

Действительность иностранных водительских удостоверений в России

Для управления

Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
(пункт 12 статьи 25 ФЗ О БДД)

К лицам в относятся, как иностранные граждане, так и граждане России. Данная норма вытекает из Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
(статья 62 Конституции)

А также подтверждена разъяснением ГИБДД от 13 апреля 2015 года.

При этом водительское удостоверение должно соответствовать Венской конвенции. В разъяснении пересказаны требования и периоды действия конвенции.

Таким образом для управления транспортным средством (а также для обмена на российское водительское удостоверение) признаются следующие иностранные водительские удостоверения:

иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

Требования конвенции представлены ниже отдельными разделами. Для признания на территории РФ иностранные водительские удостоверения должны строго им соответствовать.

Для обмена на российское ВУ

В соответствии с вышеназванным разъяснением ГИБДД требования к иностранным водительским удостоверениям для обмена (не путать с заменой) на российские удостоверения такие же, как и требования для управления. Т.е. иностранное водительское удостоверение должно соответствовать Венской конвенции.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
(п.18 ст.25 ФЗ О БДД)

При несоответствии конвенции иностранное водительское удостоверение следует заменить в стране исхода на удостоверение нового образца, соответствующее конвенции. Либо пройти обучение в автошколе. При обмене сдаются 3 экзамена:

  • теория,
  • автодром,
  • город.

+ предоставляется медосмотр и уплачивается госпошлина.

Также следует раскрыть особенности применения старой и новой редакции Венской конвенции.

Старая и новая редакции Венской конвенции

Венская конвенция о дорожном движении принята в 1968 года. 28 марта 2006 года в неё внесены существенные изменения:

  • переработаны нумерация и перечень сведений удостоверения,
  • отменены удостоверения без срока действия.

При этом странам давался переходный период в 5 лет (для проведения внутригосударственных процедур по приведению в соответствие). До конца переходного периода (с 2006 до 2011 года) в ходу были удостоверения как по новой редакции, так и по старой. Участники конвенции обязаны признавать удостоверения, соответствующие старой редакции, выданные до 28 марта 2011 года. А также обязаны начать выдавать удостоверения по новой редакции не позднее 29 марта 2011 года.

На практике многие страны СНГ к 2011 году не привели свои удостоверения в соответствие даже старой редакции конвенции.

Например, Казахстан перешёл на новую редакцию только в начале 2015 года. (Т.е. казахстанские водительские удостоверения выданные с 2011 до 2015 года вообще не соответствуют конвенции. А выданные до 2011 года также имеют несоответствия со старой редакцией.)

Например, в узбекистанских удостоверениях до 2011 года не было органа выдачи и перепутаны местами пункты. Соответственно они не могут быть признаны другими странами соответствующими конвенции.

По этой причине следует внимательно проверять свои иностранные водительские удостоверения на соответствие конвенции. Т.к. управление по недействительному в РФ удостоверению приравнивается к управлению без права управления (ст.12.7 КоАП). Также такое удостоверение не подлежит обмену на российское водительское удостоверение.

Для того, чтобы читатели могли самостоятельно проверить свои удостоверения на соответствие Венской конвенции, мною собраны все треования в одной статье по ссылкам ниже:

В следующей статье будет разбор противоречивого Постановления Верховного суда запрещающего гражданам России управлять автомобилем по иностранным водительским удостоверениям. А также трудовая деятельность по иностранным ВУ.

А пока для сбора более подробной статистики прошу скидывать в комментариях к статьи или в сообществе VK изображения своих иностранных водительских удостоверений (можно с замазанными персональными данными), либо ваши выводы по итогам самостоятельной проверки вашего ВУ на соответствие Венской конвенции о БДД. В формате: страна, месяц/год, соответствие/несоответствие (по каким пунктам) конвенции.

Ссылка на вторую часть

Оригинал статьи: http://mvd.wiki/guvm/Водительское_удостоверение

Сообщество VK: https://vk.com/mvd.wiki