Найти тему
Future people

Значение современной научной фантастики для дизайна устройств на примере Star Track

Оглавление
media.comicbook.com/2018/09/star-trek-the-next-generation-1131618-1280x0.jpeg
media.comicbook.com/2018/09/star-trek-the-next-generation-1131618-1280x0.jpeg

Потенциал реабилитационных технологий и повсеместно распространенных компьютерных систем для поддержки общества в настоящее время является одной из фундаментальных тем современной научно-фантастики.

Представляя научно-фантастическую развлекательную франшизу Star Trek в качестве ведущего примера, образцовой утопии, концептуализировавшейся и детализированной в течение почти 60 лет на телевидении, в которой общество достигло огромного социального и технологического прогресса, противопоставим технологической ситуации в настоящее время.

Star Track как источник вдохновения для исследователей

Видение человеко-компьютерного взаимодействия, особенно инновационного проектирования и использования интерфейсов, является одним из фундаментальных столпов научно-фантастической литературы, в частности, научно-фантастических фильмов и сериалов. Ранним примером может служить черно-белый классический немецкий научно-фантастический фильм 1927 года Фрица Ланга "Метрополис", в котором впервые на экране появился видеотелефонный звонок. Примерно 45 лет назад, в 1966 году, на общественном телевидении впервые вышел малобюджетный научно-фантастический сериал "Star Track", действия которого разворачивались в 23 веке. Придерживаясь своей основополагающей темы - исследованию космоса, - серия была посвящена также политическим, социальным и технологическим проблемам человечества, таким как холодная война, расизм, а также возможностям технологий. Жизненно важной частью сюжета были также высокоразвитые компьютерные системы.

Позже, в 1987 году, в конце концов, Star Trek снова вышел в эфир 21 год под названием Star Trek: The Next Generation (Звездный путь: следующее поколение), созданный в вымышленном 24 веке и представлявший собой модель утопии человечества с еще более грандиозным социальным и технологическим прогрессом. Различные побочные продукты, такие как игры, сериалы, фильмы, а также псевдонаучные книги, поселившиеся во вселенной Star Trek, сопровождали шоу до тех пор, пока франшиза на телевидении не закончилась в 2005 году, и снова возобновилась в 2017.

Эти шесть десятилетий Star Trek повлиял на общество не только из-за массовой медийного присутствия на телевидении и в кинотеатрах по всему миру, показывая аудитории не только, как преодолевать социально-технологические проблемы, но и знакомя с возможностями и, в конечном счете, с нормой работы компьютеров во всех вариациях нашей повседневной жизни. Одним из недооцениваемых факторов является общее влияние киноиндустрии на общество, поскольку в настоящее время кинематограф является профессиональной, высокобюджетной отраслью, поставляющей контент практически в любую страну мира.

Поэтому неудивительно, что исследователи и изобретатели из области технологий, аэрокосмической инженерии и человеко-компьютерного взаимодействия давно вдохновлены изображением и фиктивным использованием технологий в Star Trek, таких как Мартин Купер, изобретатель первого коммерчески проданного мобильного телефона Motorola или Джон Адлер, ответственный за кибер-нож, высоконаправленный и управляемый компьютерный лазер для хирургии. Существует физическое противоречие некоторых технологий, предусмотренных в Star Trek, нарушающих физику в том виде, в каком они понимаются в настоящее время. Однако, научная фантастика вдохновляет и влияет на человека и дизайн интерфейсов, а не на теорию относительности и современную физику.

i.ytimg.com/vi/rtMNAHwPSgA/maxresdefault.jpg
i.ytimg.com/vi/rtMNAHwPSgA/maxresdefault.jpg

Концепции и продукты реального мира, у которых есть эквивалентны в научной фантастике

Гипоспрей, эквивалент реактивного инжектора Star Trek, стал реальностью в 2004 году, когда Sonoprep, устройство для проникновения в кожу лекарств, было представлено общественности и одобрено Федеральным управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США. Примечательно в этом контексте, что концепция гипоспрея в Star Trek родилась только из того, что продюсеры шоу должны были соблюдать правила вещания телеканала NBC, которые запрещали им использовать стандартные шприцы в шоу.

Более популярным примером мобильной медицинской диагностической системы является Medial Tricorder из Star Trek: The Next Generation. Проще говоря, медицинский трикодер представляет собой мобильное, многофункциональное портативное устройство, состоящее из съемного, неинвазивного датчика и сканера для определения сложных физиологических параметров сканирования. Устройство-эквивалент на данный момент недоступно, Qualcomm и X PRIZE FOUNDATION пожертвовали 10 миллионов долларов США в качестве приза за мобильное беспроводное сенсорное портативное устройство для определения потребностей в медицинском обслуживании прямо "по ладони".

Реальные концепции или продукты, не эквивалентные научно-фантастическому видению

Окружающий интеллект, как вездесущие компьютерные системы, в настоящее время представляет собой одну из многих границ взаимодействия человека и компьютера. Все более популярными становятся семантические компьютерные интерфейсы, основанные на распознавании речи и голоса для доступа к этим системам. Распознавание речи и голоса за последние 10 лет резко эволюционировало и проникло на потребительский рынок и в настоящее время интегрировано в мобильные телефоны, программное обеспечение для диктовки и позволяет контролировать даже такие сложные действия, как контроль над смартфонами. В различных научно-фантастических фильмах и шоу, таких как главный компьютер Star Trek: The Next Generation или HAL9000 из 2001: A Space Odyssey, предусмотрено не только идеальное техническое качество и скорость распознавания речи, но и связь с семантическим компьютерным интерфейсом, имитирующим естественный человеческий диалог.

Подобным интерфейсом на основе естественных языков является Siri от Apple Inc., речевой интерфейс ввода и вывода, позволяющий не только управлять устройством и функциями, но и позволяющий пользователю получить доступ к любой информации из Интернета и поисковых систем для ответа на общие вопросы с помощью естественного голосового диалога. Siri не является зрелым интерфейсом и находится далеко от времени реакции, качества информации и статистического понимания от ее эквивалентов из научной фантастики, поэтому является типичным примером концепции научной фантастики, частично реализованной в настоящее время с большим потенциалом улучшения.

Нереализуемые научно-фантастические концепции

Помимо типичных, физически невозможных будущих технологий Star Trek, таких как космические путешествия со скоростью света и транспортировка материи на большие расстояния, существуют некоторые примеры взаимодействия человека и компьютера и дизайна интерфейсов, которые просто не могут быть реализованы в настоящее время и в ближайшем будущем.

Применение погружной, осязаемой виртуальной реальности, точнее, искусственной реальности, изначально задумывалось и визуализировалось в Star Trek с появлением печально известной Holo-Deck. Microsoft Research выпустила демонстрационное видео HoloDesk - прототипа, позволяющего взаимодействовать в реальном времени с реальными и виртуальными 3D объектами в 2015 году. Сравнивая этот пример с вымышленным Holo-Deck как чрезвычайно развитую, захватывающую, осязаемую идеальную иллюзию любой окружающей среды, разница между реальностью и вымыслом становится более чем очевидной.

Таким образом, научная фантастика для всех технологических наук является своего рода кардиостимулятором, характеризующимся гораздо более быстрым результатом по сравнению с реальными технологическими достижениями и, следовательно, предусматривает дальнейшее развитие передовых технологий. Фантастика положительно влияет на взаимодействие человека и компьютера, дизайн интерфейсов и творчество. Возникает вопрос, в какой мере научная фантастика должна систематически интегрироваться в компьютерное взаимодействие человека, особенно в области творчества и дизайна интерфейсов.