Это самый сложный пост из серии. Дело в том, что в Никола-Ленивец я поехала не просто так, а на Архстояние. И это было мое первое Архстояние в жизни.
Не знаю, как обстоит с фестом обычно, но в этом году Архстояние было посвящено "современной опере". Так что вниманию публики было представлено несколько перфомансов.
Честно говоря, мне бы очень помогло, если бы я изучила заранее расписание, прочитала бы программку и вообще осознала, что же такое будет впереди (А в идеале сходила бы уже на лекцию Синхронизации о понимании оперы). Но жизнь сложилась так, как она сложилась.
Я конечно где-то должна вставить тот факт, что я не очень понимаю музыку, да и вообще всякое искусство оцениваю по принципу "нравится / не нравится". Так что глобально оперы Архстояния мне не понравились, хотя некоторые задумки я могу оценить именно "как идею". Так что все, что я могу сказать про увиденное и услышанное, я формулирую в баре спустя 3.5 месяца, а с чувствами в моменте скорее недоумение.
Первая опера, которую я посмотрела - "Curiosity". Да-да, она про марсоход. И про бренность человеческой жизни. И про то, что мы мало что значим в масштабах вселенной, и это не очень радует, и жить с этим тяжело. Но пока мы осознаем это, "Марсоход продолжает свое движение".
Вся постановка проходила внутри Зиккурата, места там мало, очередь была огромная, внутри было не легко первую половину (со второй половины часть людей сдалась и мне удалось присесть).
Затем я попала к самой понятной для меня постановке - Тео. Тут со мной случилось много радостей разом: и я прочитала либретто, и сюжет понятный, и музыка по большей части мелодичная, и слова понятные. Тео - это трехактная опера о взаимодействии человеческого и нечеловеческого (под вторым выступает искусственный интеллект, хотя есть в нем что-то магическое и порой ТЕОлогическое).
В первой части нас встречает приятный мужской баритон (?) оставленного влюбленного
Которому бывшая девушка в подарок оставила приложение на телефоне, с которым можно поговорить (в красном - приложение Тео)
В этой части все прекрасно по мелодике, по голосам, по всему, кроме того, как развивается сюжет. Потому что пока герои представляются, а человек влюбляется в программу - все хорошо. А от чего программа ломается и самоуничтожается, я, если честно, не поняла совсем. Но вроде как человек просто повторяет свою ошибочную модель поведения, которая и разрушает его отношения с живыми женщинами. Возможно с ИИ это происходит быстрее, скорость вычислений, все дела ;)
Вторая часть Тео покорила мое сердце из-за героини.
Да, вот она, женщина моей мечты. Ее заливают соседи, и она жалуется на портал госуслуг на свою нелегкую судьбу классической оперной арией. Портал госуслуг поддакивает ей.... какое-то время. А потом оставляет одну с ведрами, которыми она вынуждена заставить всю свою квартиру.
Третья часть Тео проходила на крыше Арки Бернаскони (на заднем фоне), и там речь шла о женщине, которая никак не может родить ребенка, а разговаривает с ней религиозное приложение. Но формат музыки был мне довольно чужд.
Как можно заметить, в эмоциональном плане Тео была мне наиболее близка.
Однако времени на Архстоянии у меня было мало (приехала в ночь с пятницы на субботу, а в вечер воскресенья уже уезжать назад). Поэтому субботним вечером я отправилась на "Блуждающие огни". Тут конечно стоит сказать максимум о концепте. У этой оперы был приквел в виде экспозиции в Блиндаже, о которой я писала ранее. На стенах были развешаны отрывки сообщений, которые влюбленные могли бы сказать друг другу на разных этапах своих взаимоотношений. А в баночках на столе были запахи, которые сопоставлялись фразам. (на мой взгляд все это были запах старости, что вполне соответствует концепции памяти).
Сама же постановка была сосредоточена вокруг Маяка. В течение дня стало понятно, что в конце будут что-то жечь, поэтому я уселась на вершине холма, чтобы лучше видеть горение (ну и потому что занимать сидячие места на сеновале надо было сильно заранее). В результате я могу наблюдать свою спину на заглавной фотографии архстояния, собственно и весь мой выигрыш. Потому что чем дальше от сцены, тем больше лишних звуков, а героев видно не было абсолютно.
А они даже в "зрительный зал" ходили. И честно говоря сюжет опять же - исключительно из прочитанного перед просмотром. Это так с операми всегда? ;)
Горение конечно вышло красивым.
Ах да, собственно эти линии было не единственным подожженным объектом, также в ходе действия по Угре пускали подожженный плот, который я нашла на рассвете следующего дня все еще догорающим в реке.
Самой интересной по задумке и непонятной по результату была "Опера о.растениях". Она заключалась в том, что к растениям (грибам и деревьям) подключались датчики, снимались какие-то показатели и во что-то преобразовывались.
Честно говоря, я не очень поняла, что происходит, но рассказ о том, что главным героем является умирающее дерево (в прямом смысле, так как оно срублено, и просто лежит, обмотанное проводами), меня впечатлил.
Но как звуки, издаваемые людьми, связаны со "звуками, издаваемыми растениями" - я не уловила.
И последняя вещь, с которой я успела ознакомиться перед отъездом (для этого пришлось побежать на площадку с рюкзаком, очень боялась опоздать на автобус) - "Отпечатки". Фантазия, отправной точкой которой является момент узнавания, что кто-то из близких тебе людей был сотрудником ГУЛАГа.
К сожалению с одной стороны я на представление опоздала, с другой - выяснила, что необходимо перемещаться с актерами, а с рюкзаком это не легко.
Отдельной радостью было послушать, что говорили люди , не читавшие пояснений, после представления. Была прекрасная теория о том, что ты осознаешь себя не заключенным своей жизни, а надзирателем, строителем. то есть как бы о свободе в первую очередь над своей судьбой.
Вот такой насыщенный был выезд ;)