Найти в Дзене
"Социальные" заметки

Мобильность на протяжении всей жизни

Оглавление

Найдены схожие модели мобильности между группами в течение более коротких периодов времени: "Клейкие полы" и "потолки" также применимы к перспективам дохода на протяжении всей жизни человека.

https://www.curezone.org/upload/_A_Forums/Ask/Social_Media_Run.bmp
https://www.curezone.org/upload/_A_Forums/Ask/Social_Media_Run.bmp

Настойчивость снизу и сверху

В течение четырехлетнего периода почти 60% населения остаются в нижних 20% распределения доходов. На вершине еще более сильна устойчивость преимуществ - 70% остаются там в течение четырех лет. По прошествии девяти лет почти 40% населения по-прежнему находятся на нижних 20%, а две трети - на верхних ступенях. Клейкие потолки не позволяют лицам с высоким уровнем доходов падать вниз в процессе распределения доходов, в то время как липкие полы не позволяют лицам с низким уровнем доходов продвигаться вверх. В случае повышения доходов снизу вверх это объясняется, скорее, непредсказуемостью изменений в доходах, а не продолжительностью карьеры. Особая проблема в некоторых странах заключается в том, что, несмотря на краткосрочную мобильность в сторону повышения, люди с низким уровнем дохода вновь начинают испытывать трудности, если рост доходов населения со временем не будет стабильным и они вновь окажутся в нищете.

Высокая устойчивость низких доходов может объясняться, прежде всего, длительными периодами безработицы, но в некоторых странах это также может быть объяснено значительным сохранением низкой заработной платы для тех, кто работает. Сохранение низкого уровня доходов может представлять угрозу для социальной сплоченности, особенно в странах с высоким уровнем неравенства.

Помимо выхода из безработицы, к другим факторам, связанным с более высокой мобильностью в сторону повышения, обусловленной низкими доходами, относятся переход от временных контрактов к бессрочным контрактам. В Дании, например, более высокий уровень повышательной мобильности снизу идет в паре с высоким коэффициентом перехода от временных контрактов к постоянным контрактам, в то время как в Испании и Нидерландах ситуация обстоит наоборот.

На тенденции повышения и понижения уровня мобильности доходов в период начала 2010-х годов оказывают влияние посткризисные и восстановительные тенденции в конкретных странах. Тем не менее, последовательный вывод во времени и странах заключается в том, что в группах с самым высоким уровнем дохода сохраняется более высокая устойчивость, чем в группах с самым низким уровнем дохода. К числу стран, в которых в течение четырех лет сохраняется самый высокий уровень доходов верхней квинтили населения, относятся Ирландия, Норвегия и Нидерланды (свыше 75%).

Отсутствует "автоматическое" сочетание настойчивости в нижней и верхней части распределения доходов между странами. Скорее, возникает несколько страновых моделей, свидетельствующих о наличии различных политических проблем. Что касается их собственных доходов, то в одних странах в нижней части населения, чем в верхней (например, Люксембург, Швеция), отмечается более высокая степень устойчивости, в то время как в других странах (например, Ирландия, Норвегия) приходится в большей степени справляться с этой проблемой в верхней части населения. В Дании, Японии и Великобритании клейкие потолки важнее клейких полов, в то время как в Испании, Нидерландах, Словении и Финляндии клейкие полы и потолки сочетают в себе.

Тенденция

С 1990-х годов наметилась общая тенденция к сохранению более устойчивых позиций по доходам в нижней части и в верхней части распределения. Это означает, что люди, находящиеся внизу, теперь имеют меньше шансов подняться вверх, а люди, находящиеся наверху, еще меньше - спуститься вниз. Хотя с тех пор неравенство доходов возросло, оно не компенсировалось большей мобильностью доходов.

В конце 1990-х годов 53% лиц в нижней квинтильной группе по уровню дохода оставались там более четырех лет, по сравнению с 58% в начале 2010-х годов. 65% населения в квинтиле с высоким уровнем дохода оставались там постоянно, по сравнению с 70% по последним данным. Низкообразованные имеют больший, чем в прошлом, риск остаться в нижнем квинтиле по уровню дохода, а высокообразованные имеют меньше шансов войти в верхний квинтиль по уровню дохода. Полы и потолки становятся толще и труднее проникать через них в течение всего срока службы.

В целом в большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой мобильность доходов в течение более коротких периодов времени выше, чем в странах ОЭСР, и особенно в нижней части распределения доходов. В частности, Индонезия, Южная Африка, Китай и, в определенной степени, Бразилия выглядят как более мобильные общества среди ряда стран с формирующейся рыночной экономикой. Соответственно, больше шансов перейти в среднюю часть распределения, когда в первой квинтиле по уровню дохода. Однако с течением времени мобильность доходов также несколько снизилась в странах с формирующейся рыночной экономикой.

Во всех странах ОЭСР уровень доходов в Австрии, Испании, Корее, Нидерландах, Соединенных Штатах Америки и Корее постоянно растет как в верхней, так и в нижней части системы распределения доходов. В Дании, Бельгии, Ирландии и Германии этот показатель вырос более высокими темпами, а в Канаде, Финляндии, Италии и Португалии - более низкими.

Риски и возможности средничков

Мобильность доходов выше для лиц, принадлежащих к среднему классу. Это не только предоставляет им больше возможностей по сравнению с другими группами, но и повышает риск падения вниз по лестнице, иногда до самого дна распределения, после неожиданных жизненных событий, таких как безработица или распад семьи. Многие домохозяйства среднего класса уязвимы в том смысле, что у них нет финансовых средств, необходимых для поддержания прожиточного минимума по меньшей мере в течение трех месяцев. Существует значительный риск того, что домохозяйства со средним уровнем дохода на протяжении всей своей жизни впадут в нищету и низкий уровень доходов: каждый седьмой из всех домохозяйств среднего класса (второй, третий и четвертый квинтиль доходов) и каждый пятый из тех, кто живет ближе к нижнему уровню доходов (второй квинтиль), за четырехлетний период опускается вниз на 20%.

Есть также признаки того, что за последние два десятилетия эти риски возросли. Риск того, что лица трудоспособного возраста из группы населения с уровнем дохода ниже среднего (вторая квинтиль и часть "нижней 40%") будут продолжать снижаться в течение жизни, в среднем незначительно увеличился, а вероятность достижения верхней квинтили снизилась. В противоположность этому, представители среднего и высшего среднего класса сегодня несколько менее уязвимы, чем в конце 1990-х годов, чтобы опуститься до самого дна.