Вышедшая осенью финальная глава истории о Джоне Рэмбо была неожиданно низвергнута западными критиками. Однако ругали новинку не за присущие боевикам косяки, а за недостаточно толерантные посылы.
Ещё раз. «Рэмбо 5» ругали за нетолерантную повестку. Мясной боевик. Из 80-х. Комично, не правда ли?
Разбор выйдет сложным, но интересным. Тема уютно расположилась на стыке кино, политики и современных трендов. Для пущей объективности лучше начать с краткой вводной о том, как вообще серия пришла к жизни такой.
Как закалялась сталь… и пропаганда
Первая картина стала знаковой. Проблема ненужных обществу и государству ребят, отстаивавших интересы страны с М16 по всему земному шару, станет главным лейтмотивом серии (с некоторыми отклонениями).
История про Джона Рэмбо, героя, подвергшегося нападкам со стороны общества, вышла в нужно время. И хотя расхождения с романом, который и был основой истории, были значительны, фильм всё же был убедительным.
«Рэмбо: Первая кровь 2» получил оценки ниже первой части, зато собрал внушительную кассу. Картина продолжала развивать изначальный леймотив про судьбу солдата, брошенного родиной.
Однако теперь действие перенеслось во Вьетнам, а главными плохишами стали вьетконговцы и, как ни странно, «zloy soviet soldiers». Первые звоночки пропаганды прозвенели, но всё же американская военная машина тоже не была показана безгрешной.
Триквел пошёл ещё дальше, за что был нахлобучен критиками. «Рэмбо 3» напрочь забыл, что нужно обосновывать мотивы поведения обеих сторон конфликта, сведя всё к «они плохие – мы хорошие».
Советы и их сторонники беспричинно стали орками, американцы и местная оппозиция – белыми и пушистыми. Всё по Геббельсу.
Кто-нибудь осудил антисоветсткую пропаганду?
Я не буду сейчас пинать русофобские и антисоветские посылы сиквела и триквела. Здесь всё слишком очевидно, опровергать наличие оных никто в здравом уме не будет.
Пропаганды хватало с обеих сторон, СССР и современная Россия в этом особо не уступает Западу. Просто наши пока не освоили навык штамповки полноценных киноагиток про плохих «их» и хороших «нас», выдавая комичные поделки вроде фильма «Крым».
Интересно другое, что западная общественность, хотя и поставила 3-й части крайне низкие оценки, но бороться с нетолерантным отношением к советским солдатам не стала. Вышедший под конец правления Рейгана, фильм стал буквальным воплощением фразы 40-го президента США про «Империю зла».
И я даже не знаю, хорошо это или нет, что фильм не запинали на Западе, особенно после того, за что ругали «Рэмбо 5».
Критика «Рэмбо: Последняя кровь»
Знаете, за что разразились громом на 5-ю часть?
За:
- ярко выраженный расизм;
- попытку очернить мексиканцев;
- невероятную жестокость, подходящую скорее для мясных слешеров.
Вдумайтесь, насколько же мягкотелыми стали современные критики. Новый фильм, вернувшийся к истокам, а именно к роману, который лёг в основу 1-й части, был раскритикован за то, что просто не потакает современным трендам.
Если вы читали, то поймёте, что там Рэмбо был куда более жестоким, нежели киношный образ. Но даже автор романа прогнулся под напором критики, обругав Слая и КО.
Камнем предкновения стали мучачосы из картелей. Как их нужно было показывать? Как ребят, которые вынуждены продавать всякое? Приправляя историю такими вот шуточками?
Где тут разглядели посыл про плохих мексиканцев? Разве фильм не показывал всю жестокость мексиканских картелей, которые, так уж вышло, водятся именно в Мексике? Разве «Последняя кровь» не о том, насколько безнравственные люди состоят в подобных ОПГ?
Поведение Рэмбо в таком разрезе смотрится вполне логично. Он понимает, насколько отпетые негодяи принесли ему горе, и поступает он с ними так, как они этого заслуживают.
А что зрители?
С художественной точки зрения и сценария всё логично. Фильм переполнен жестокостью? Так ведь рейтинг картины «18+», и неспроста.
А теперь поглядите, насколько расходятся оценки критиков и зрителей.
Аудитория, в отличие от продвинутых ценителей искусства, выкупила, что история проста как два пальца, а главных злодеев показали, как и подобает – жестокими и бессердечными подонками.
Фильм создавался без задней мысли и желания опорочить мексиканцев. Но в поисках глубинного смысла изнеженные критики таки нашли, за что поругать картину.
Одно можно сказать наверняка. Слаю хватило смелости пойти наперекор губительным для кинематографа толерантным трендам, он смог рассказать брутальную и жесткую историю, которая может шокировать критиков с тонкой душевной организацией.
Мораль в «Рэмбо 5» очень проста: подобные ситуации не могут закончиться хорошо, а таким отпетым негодяям нельзя давать спуску и пощады. Теперь Джон Рэмбо может уйти на покой.
Спасибо за внимание! Не прощаюсь!