Найти тему

Чтобы танцевать танго, нужны двое: сложный тандем психологии и социологии длиною в жизнь

Оглавление
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-2146157/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-2146157/

Потенциальные точки взаимодействия между психологией и социологией на протяжении всей жизни достаточно велики, хотя они часто определяют себя в противоположность друг другу - как индивидуальные и социальные.

Обе эти области изначально были ориентированы на время и интерес к пониманию происходящих со временем явлений. Обе эти науки также имеют общую направленность на социальные отношения.

Но достаточно ли общей приверженности времени и отношениям на базовом уровне, чтобы построить полноценное партнерство?

Проблемы психологии и социологии

Чтобы выстроить совместные отношения между социологией и психологией на протяжении всей жизни, необходимо решить несколько проблем, которые являются значительными и даже могут быть непреодолимыми.

Одна из них заключается в том, чтобы социологи лучше разбирались с тем, чтобы раскрыть когнитивные, волевые и эмоциональные состояния людей и раскрыть осознание ими социальных ограничений и стимулов, которые влияют на их действия.

Психология на протяжении всей жизни может также подтолкнуть социологию к рассмотрению эволюционных и генетических факторов, которые в значительной степени были исключены из социологических объективов.

Аналогичным образом, психологи должны лучше подходить к информации о социальных условиях за пределами семьи и межличностных отношений, которые формируют и задают параметры человеческого развития.

С точки зрения социологии жизненного цикла, модели в психологии жизненного цикла имеют ограниченную объясняющую силу.

Они недостаточно учитывают то, как более крупные социальные структуры, такие как образовательные учреждения, организации труда, рынки, режимы государства всеобщего благосостояния, исторические события, изменения, характеристики и процессы населения, регулируют задачи и возможности развития.

Поскольку эти два поля, естественно, имеют различные точки входа и предпочтения для объяснения, не удивительно, что каждое поле отрезано от большей части соответствующей картины.

В психологии продолжительности жизни доля изменчивости функциональных траекторий и поведенческих исходов часто в первую очередь связана с генетическими ограничениями, а также с когнитивными, волевыми и эмоциональными состояниями, многие из которых могут быть связаны с генетическими ограничениями и эволюционным отбором.

Социологи по ходу жизни часто не обращаются к этим факторам, по крайней мере, не по умолчанию, а сначала ищут внешние силы, которые формируют (и особенно те, которые ограничивают) варианты и жизненные шансы отдельных людей и групп.

Это не менее проблематично, поскольку многие из изучаемых ими явлений, безусловно, связаны с генетическими и другими индивидуальными факторами, которые имеют уникальные социальные проявления или последствия.

Социологи часто не уточняют характерные особенности и процессы тех условий, которые имеют значение для развития, дифференцированное воздействие, которое они могут оказывать на результаты, или на механизмы, связывающие их между собой.

Вместо этого социология на протяжении всей жизни, как правило, концентрируется на:

  • описании и объяснении распределения людей по социальным ролям и статусам в течение жизни;
  • связывании опыта внутри различных сфер жизни и между ними (образование, работа и семья);
  • изучении изменчивости этих моделей в социальных характеристиках людей, таких как год рождения, пол, раса или социальный класс, или между странами.

Психологические черты и многие функциональные возможности часто рассматриваются как выходящие за рамки социологических объяснений, или, если они рассматриваются как релевантные, то как не имеющие независимой причинно-следственной силы или значения, если они частично созданы в результате социальных процессов.

Еще один барьер связан с тем, что в социологии почти полностью отсутствуют дискуссии о "развитии", поскольку эти вопросы не признаются как часть ее компетенции, а скорее рассматриваются как область психологии.

Напротив, "психология развития" имеет долгую и выдающуюся историю в области психологии, хотя в ней прослеживается широкий спектр взглядов на развитие. Там консервативные взгляды на развитие в значительной степени ограничиваются личностными качествами, когнитивными и другими функциональными возможностями, но более либеральные взгляды указывают на значение культуры, социальной структуры и исторических событий.

Такой широкий спектр взглядов в психологии на всю жизнь, как это ни парадоксально, делает ее потенциально более открытой для более широкого круга объясняющих факторов, чем социология на протяжении всей жизни.

Путь к развитию сотрудничества

Таким образом, основной целью для обеих областей должно быть одновременное привлечение внимания к внешним и внутренним силам.

Для этого исследователи должны начать думать меньше с точки зрения дисциплин, а больше с точки зрения полного спектра объясняющих факторов, охватывающих множество областей, уровней анализа и времени, которые имеют значение для понимания изучаемых причинно-следственных связей.

Исследователям необходимо "расширить допрос" по теме, поскольку это ключевой путь не только к развитию сотрудничества, но и к созданию более инновационных и всеобъемлющих теорий и исследований.

Социологи не могут продолжать уменьшать значение психологических переменных просто на том основании, что невозможно определить, имеют ли эти переменные какой-либо независимый причинно-следственный статус по отношению к социальным структурным или институциональным факторам.

Психологи также не могут продолжать утверждать, что восприятие, убеждения и цели не зависят от структурных возможностей и ограничений.

Действительно, поскольку психологические исследования, как правило, не учитывают структурные возможности и ограничения, они недооценивают степень присутствия социальных сил в психологическом состоянии.

Нынешняя степень разделения социологии и психологии жизненного цикла является проблемой, и поэтому многое можно было бы получить в результате более тесной связки этих двух областей.

Тем не менее, за последние десятилетия эти две области сами по себе совершили поистине грандиозный скачок. Обе области являются весьма взаимодополняющими, и обе они необходимы для формирования точного и всеобъемлющего представления о развитии человеческого потенциала.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-3704036/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-3704036/