Найти тему

Ключевые показатели эффективности. Преимущества и недостатки

Оглавление

Большинство бизнесменов понимают необходимость внедрения KPI – ключевых показателей эффективности, но боятся их внедрить. В статье расскажу что это такое и какие показатели бывают (с примерами). Дам вам пошаговую инструкцию к правильному внедрению KPI и рассмотрю типичные ошибки, возникающие при реализации новой системы KPI.

Многие руководители рано или поздно приходят к тому, что нужно уходить от единоличного управления, нанимать сотрудников и делегировать им свои полномочия.

В такой ситуации оказался и я. Заметив, что если в этом месяце фирма получила прибыль, то в следующем еле сводит концы с концами и, в лучшем случае, выходит в ноль.

Чтобы разобраться, что на самом деле происходит, я принял решение о внедрении KPI – ключевых показателей эффективности, с помощью которых можно контролировать результаты работы каждого из работников. В статье как раз и расскажу об этом подробнее.

KPI – ключевые показатели эффективности – это показатели выполнения определенных целей в работе компании или отдельных подразделений.

Отмечу, что по тому, насколько близко находятся фактические результаты к желаемым, можно судить о том, насколько качественно организована производственная деятельность работников и насколько она прибыльна для владельца предприятия.

Внедрять или нет?

В самом начале использования KPI был нужен для анализа продаж, которые имеют количественное измерение, и поэтому их легко интерпретировать. Такой анализ позволял достичь значительной экономии.

Однако сейчас при грамотном внедрении его можно применять в различных сферах вплоть до области саморазвития.

Поэтому в этом случае важно не доказать полезность данного показателя, а обеспечить корректное его внедрение. И как применить его конкретно в Вашей организации я объясню чуть позже.

Преимущества и недостатки

Внедрение KPI может оказаться невероятно полезным для бизнеса. В случае если Вы собираетесь расширять свою компанию – тем более. Поскольку значительные масштабы не позволяют руководителю самому контролировать существующие процессы.

Преимущества:

  • оценка результатов работы предприятия;
  • планирование и прогнозирование;
  • возможность вовремя найти и предотвратить угрозы;
  • внесение необходимых изменений во все аспекты деятельности фирмы.

В целом, перечисленные плюсы способствуют урегулированию денежных поступлений и обеспечению контроля над их размером. При этом отмечу и отрицательные стороны KPI.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • перебор с нормативами;
  • трудности в грамотном применении;
  • стремление проявлять всю большую индивидуальность в коллективе.

Дополнительно подчеркну существенный минус KPI – анализ исключительно количественных, а не качественных итогов деятельности. Другими словами, стремление только к достижению целевых значений может привести к ухудшению качества услуг.

Какие бывают KPI

Можно привести множество примеров показателей эффективности, применяемых различными организациями в своей деятельности.

Начну с KPI в области розничных продаж:

Численные:

  • Средняя сумма одной покупки;
  • Трафик (разговоры или число обращений через интернет-сайт);
  • Конверсия;
  • Число покупок.

Финансовые:

  • Количество постоянных покупателей
  • Поиск новых заказ
  • Число хороших отзывов.

Клиентские:

  • Количество постоянных покупателей;
  • Поиск новых
  • Число хороших отзывов.

Корпоративные:

  • Количество сделок в расчете на отдел/филиал;
  • Объем денежных поступлений на отдел/филиал;
  • Число покупателей на отдел/филиал.

В дополнение к выше упомянутым часто выделяют проектные, командные и индивидуальные KPI. Также иногда можно увидеть нестандартные индикаторы:

  • Какая часть общей работы команды приходится на одного работника;
  • Быстрота решения какой-либо задачи (как вариант – количество упакованных товаров в час и др.);
  • Объем задач, решенных одним работником за сутки;
  • Длительность выполнения операции (с целью анализа производства определенного товара)

Таким образом, KPI, которые подходили бы любому предприятию, просто нет. Руководство фирмы само определяет конкретные, присущие только ей бизнес-индикаторы, и формирует их порядок расчета.

Ключевые показатели эффективности – это надежный метод контроля эффективности различных процессов, осуществляемых в компании, и оценки фактических результатов деятельности персонала.