Большинство бизнесменов понимают необходимость внедрения KPI – ключевых показателей эффективности, но боятся их внедрить. В статье расскажу что это такое и какие показатели бывают (с примерами). Дам вам пошаговую инструкцию к правильному внедрению KPI и рассмотрю типичные ошибки, возникающие при реализации новой системы KPI.
Многие руководители рано или поздно приходят к тому, что нужно уходить от единоличного управления, нанимать сотрудников и делегировать им свои полномочия.
В такой ситуации оказался и я. Заметив, что если в этом месяце фирма получила прибыль, то в следующем еле сводит концы с концами и, в лучшем случае, выходит в ноль.
Чтобы разобраться, что на самом деле происходит, я принял решение о внедрении KPI – ключевых показателей эффективности, с помощью которых можно контролировать результаты работы каждого из работников. В статье как раз и расскажу об этом подробнее.
KPI – ключевые показатели эффективности – это показатели выполнения определенных целей в работе компании или отдельных подразделений.
Отмечу, что по тому, насколько близко находятся фактические результаты к желаемым, можно судить о том, насколько качественно организована производственная деятельность работников и насколько она прибыльна для владельца предприятия.
Внедрять или нет?
В самом начале использования KPI был нужен для анализа продаж, которые имеют количественное измерение, и поэтому их легко интерпретировать. Такой анализ позволял достичь значительной экономии.
Однако сейчас при грамотном внедрении его можно применять в различных сферах вплоть до области саморазвития.
Поэтому в этом случае важно не доказать полезность данного показателя, а обеспечить корректное его внедрение. И как применить его конкретно в Вашей организации я объясню чуть позже.
Преимущества и недостатки
Внедрение KPI может оказаться невероятно полезным для бизнеса. В случае если Вы собираетесь расширять свою компанию – тем более. Поскольку значительные масштабы не позволяют руководителю самому контролировать существующие процессы.
Преимущества:
- оценка результатов работы предприятия;
- планирование и прогнозирование;
- возможность вовремя найти и предотвратить угрозы;
- внесение необходимых изменений во все аспекты деятельности фирмы.
В целом, перечисленные плюсы способствуют урегулированию денежных поступлений и обеспечению контроля над их размером. При этом отмечу и отрицательные стороны KPI.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- перебор с нормативами;
- трудности в грамотном применении;
- стремление проявлять всю большую индивидуальность в коллективе.
Дополнительно подчеркну существенный минус KPI – анализ исключительно количественных, а не качественных итогов деятельности. Другими словами, стремление только к достижению целевых значений может привести к ухудшению качества услуг.
Какие бывают KPI
Можно привести множество примеров показателей эффективности, применяемых различными организациями в своей деятельности.
Начну с KPI в области розничных продаж:
Численные:
- Средняя сумма одной покупки;
- Трафик (разговоры или число обращений через интернет-сайт);
- Конверсия;
- Число покупок.
Финансовые:
- Количество постоянных покупателей
- Поиск новых заказ
- Число хороших отзывов.
Клиентские:
- Количество постоянных покупателей;
- Поиск новых
- Число хороших отзывов.
Корпоративные:
- Количество сделок в расчете на отдел/филиал;
- Объем денежных поступлений на отдел/филиал;
- Число покупателей на отдел/филиал.
В дополнение к выше упомянутым часто выделяют проектные, командные и индивидуальные KPI. Также иногда можно увидеть нестандартные индикаторы:
- Какая часть общей работы команды приходится на одного работника;
- Быстрота решения какой-либо задачи (как вариант – количество упакованных товаров в час и др.);
- Объем задач, решенных одним работником за сутки;
- Длительность выполнения операции (с целью анализа производства определенного товара)
Таким образом, KPI, которые подходили бы любому предприятию, просто нет. Руководство фирмы само определяет конкретные, присущие только ей бизнес-индикаторы, и формирует их порядок расчета.
Ключевые показатели эффективности – это надежный метод контроля эффективности различных процессов, осуществляемых в компании, и оценки фактических результатов деятельности персонала.