Дискуссия между поклонниками Толстого и Достоевского даже в нашей коллегии не прекратится никогда. Вот и сегодня, готовя пост для вас, мы успели несколько раз поспорить, пока не сошлись, что оба писателя – гении и столпы мировой литературы.
Давайте поговорим о повести «Крейцерова соната» Льва Толстого.
Вообще, это скрипичная соната № 9 Людвига ван Бетховена, которую он посвятил французскому скрипачу Рудольфу Крейцеру.
И эта музыка звучит в повести. Вот только нам кажется, что Толстой Бетховена не любил. У него вообще к Бетховену, да и к другим музыкантам было своеобразное, если можно так выразиться, отношение. Вот и назвал одну из самых спорных, наиболее провокационных повестей «Крейцеровой сонатой»…
Сюжет этой по-настоящему гениальной повести, которая читается на одном дыхании («партия Толстого» аплодирует стоя) – рассказ о неудачной семейной жизни главного героя, Василия Позднышева.
Он женился, а семейная жизнь оказалась совсем не такой, какой он себе её представлял. Жена рожает детей одного за другим, но приязни и тепла между супругами нет. И тут появляется скрипач Трухачевский.
Неожиданно жена оживляется и начинает разговаривать с гостем о музыке. А потом музицировать. Позднышев сгорает от ревности. Через некоторое время он застаёт жену с Трухачевским. И убивает её. Проведя одиннадцать месяцев в тюрьме, Позднышев оправдан.
Детей забрала к себе свояченица. Страшная история. Но всё равно читать надо. Потому что более точного описания человеческих чувств, чем у Толстого, не найти.
И задаёшься вопросом – к чему этот извращённый мир чувств Позднышева, который так описан, что поневоле начинаешь ему сочувствовать. Сочувствовать человеку, убившему жену и мать пятерых детей?
Повторимся: Лев Николаевич воевал со своими личными демонами. Например, выяснял отношения с женой. Которая записала в своём дневнике: «…Я сама в сердце своем почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами».
А потом Софья Андреевна написала повесть «Чья вина?» Но при её жизни повесть не издали. В общем, такая история с «Крейцеровой сонатой». Нешуточная трагедия Толстого. Хорошо, что он жену не убил…
Берегите своих близких!
Всегда рядом,
Ваша коллегия адвокатов «Бриффит»