Цветочный бизнес – дело перспективное, и остается оно таким, даже несмотря на высокую конкуренцию на рынке. Потребность в цветах растет: с каждым годом россияне покупают все больше растений. Участники рынка не удовлетворяют весь спрос на цветы, что открывает возможности для формирования новых компаний в этой сфере.
Перед открытием торговой точки следует хорошо разобраться в том, как вести бизнес. Цветки – это скоропортящийся товар, за которым нужен уход и соответствующие условия содержания. Перед инвестированием средств важно разобраться в бизнес-модели, для чего могут потребоваться рекомендации специалистов.
В статье описана идея открытия небольшой торговой точки. Проект не потребует серьезных вложений, и при грамотном развитии способен окупится в разумные сроки. В этом бизнес плане цветочного магазина приведены примерные расчеты окупаемости дела.
Анализ рынка и конкурентов
В настоящее время доля отечественных производителей на российском рынке срезанных цветов составляет 15%. К примеру, общий объем рынка в 2018 г. составил 1,6 млрд шт. в натуральном выражении, и доля отечественных компаний составляет всего 240 млн шт.
После возращения полуострова Крым в состав России, последовавших за этим санкций и контрсанкций сложилась нестандартная ситуация. Изменилась структура импортеров: доля основного поставщика – Нидерландов – опустилась с 38,9% в 2014 г. до 11,6% в 2018 г. В самой стране возник потенциал для наращивания собственных мощностей.
Растет и спрос. По сравнению с 2015 годом, россияне стали покупать больше свежесрезанных цветов: если раньше среднестатистический гражданин покупал чуть более 15 цветов в год, то в 2019 объем вырос до 20 шт. Выросла и сумма общих расходов на эти покупки.
Конкурентная ситуация и особенности сбыта
На рынке цветов в России конкуренция высокая. Войти на этот рынок легко, а вот закрепиться на нем не просто.
Основные конкуренты – сети цветочных супермаркетов и производители цветов, имеющие свои рознично-сбытовые сети. Последние имеют преимущество перед компаниями-перекупщиками, поскольку могут предложить растения по более низким ценам. Развитые участники рынка ищут партнеров и предлагают франчайзинговые услуги (об этом ниже в статье).
Сбыт цветов в стране зависит от нескольких факторов.
Во-первых, продажи зависят от времени года. Лето – мертвый сезон, открывать фирму целесообразно ближе к наступлению холодов. В период с конца декабря до второй половины марта наблюдается пик продаж.
Во-вторых, на сбыт напрямую влияют праздники. 1 сентября, 14 февраля, 8 марта и на Майские праздники продажи максимальные. За это время можно получить прибыли, как за большую часть года.
Ассортимент продукции и услуг
Лучше всего продавать как срезанные цветы, так и растения в горшках. Говоря о живых срезанных цветах, то начать разумно с продажи 20 позиций:
- розы (7-8 оттенков);
- гвоздика (2-3 оттенка);
- хризантемы (3-4 оттенка);
- тюльпаны;
- пионы.
Можно продавать несколько позиций экзотических цветов: орхидеи, ирисов, анемонов, стрелиций и т.д.
Ассортимент увеличивать следует, только будучи уверенным в продажах (живые цветы – скоропортящийся товар).
Полезно реализовывать горшки и вазы, удобрения, грунт и другой инвентарь для ухода за растениями. На стеллажах можно разместить и несколько книг для цветоводов.
В горшках следует продавать самые популярные позиции: денежные деревья, цитрусовые и т.п.
Дополнительные услуги
Цветочные магазины сейчас продают далеко не только растения. Конечно, можно сосредоточиться только на цветах (особенно в условиях небольшого павильона), но лучше предоставлять и дополнительные услуги:
- продажа сопутствующих цветам товаров: подарков, открыток, шоколада, конфет и т.д.;
- продажа цветочных букетов вместе c конфетами или игрушками;
- нанесение небольших рисунков и надписей на лепестки;
- сотрудничество со свадебными организациями для оформления торжеств цветами;
- курьерская доставка и др.
Это позволит увеличить выручку и повысить удобство для покупателей. Магазин быстрее станет известным, если предоставлять оригинальные услуги – например, подбирать букеты на основе фотографии адресата, сотрудничать с местными мастерами для продажи уникальных открыток, сладостей и др.
Целевая аудитория
Выделить целевую аудиторию магазина можно исходя из целей покупки.
Во-первых, цветами принято поздравлять людей с праздниками и торжественными событиями.
Во-вторых, красивый букет – традиционный знак внимания для противоположного пола (обычно для женщин).
В-третьих, цветочные композиции покупают для украшения интерьера: от частных жилищ до общественных мест.
Покупатели – широкая категория граждан, но основной сегмент состоит из людей от 18 до 35 лет. Они приносят деньги и создают основную выручку в торговой точке.
Потому при планировании рекламной кампании и выбора методов продвижения нужно ориентироваться в первую очередь именно на эту группу покупателей.
Что нужно для открытия цветочного магазина-бизнеса-ларька
Среди основных расходов при запуске дела будет закупка оборудования и всего инвентаря; холодильное оборудование самая дорогая статья. Для персонала (особенно для опытных работников) лучше повысить зарплату, чтобы снизить риск воровства. Но в любом случае систему видеонаблюдения монтировать придется. Зарплата будет состоять из оклада и определенного процента от месячной выручки.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина. Подробнее