Найти тему
Тайны Мира

«Эффект Манделы» и наука ложных воспоминаний

В интернете существует теория, что эксперименты с ядерными исследованиями заставили мир войти в альтернативную реальность, где Дональд Трамп стал президентом. Это может звучать глупо, но некоторые люди искренне верят, что это правда. И в поддержку своей теории они ссылаются на «эффект Манделы», явление, которое предположительно происходит, когда большие группы людей верят, что что-то произошло, даже если факты показывают, что это не так.

Название теории восходит к 2010 году, когда многие люди в Интернете по ошибке вспомнили, что Нельсон Мандела умер. Считалось, что он умер в тюрьме в 1980-х годах. Мандела был фактически выпущен в 1990 году и умер в 2013 году - несмотря на заявления некоторых людей, они помнят клипы его похорон по телевидению.

Психологи говорят, что эти коллективные искажения могут быть связаны главным образом с искажениями памяти и так называемым «эффектом дезинформации». Именно здесь информация, которую вы узнаете после события, может повлиять на то, как вы ее запомните. Таким образом, если бы Мандела умерла, смерть Стива Бико, другого выдающегося южноафриканского активиста против апартеида, который умер примерно в это время, могла привести к этому неправильному восприятию.

Несмотря на то, что психологи объясняют, почему возникают такие ошибочные воспоминания, некоторые люди утверждают, что эти различия возникают из-за движения между параллельными реальностями, которое заставляет нас помнить вещи неправильно. Это основано на теории, что в каждой вселенной есть альтернативные версии событий и объектов.

Многочисленные примеры эффекта Манделы продолжают появляться в Интернете - многие люди твердо убеждены, что их воспоминания верны. Ниже приведены три классических примера «эффекта мандалы», который мы опровергли.

Логотип Ford

При взгляде на логотип Ford большинство людей не помнят и не замечают цветения в конце буквы «F». Некоторые люди утверждают, что этого украшения изначально не было и оно было добавлено. И это несмотря на то, что дополнительная петля была частью логотипа Ford с начала 1900-х годов.

-2

Объяснение: это происходит потому, что наш предыдущий опыт формирует наши ожидания о том, как все должно выглядеть. Итак, скорее всего, мы будем помнить это. В случае с логотипом Форд большинства «F», которые мы видим в мире, без приукрашивания. Так что замечать завиток удивительно.

Убийство Д. Ф. Кеннеди

Эффекты Манделы также находят, когда мы спешим с выводами, не обращая должного внимания на исторический материал. Люди говорят, что количество людей в лимузине при убийстве президента США Джона Ф. Кеннеди изменилось из-за движения между параллельными реальностями.

И действительно, существует распространенное заблуждение, что было четыре пассажира - два спереди и два сзади. В действительности в машине находилось шесть человек: водитель, агенты спецслужб Билл Грир и Рой Келлерман, губернатор Техаса Джон Коннелли, первая леди Техаса, Нелли Коннелли, президент Джон Ф. Кеннеди и Джеки Кеннеди.

-3

Пояснение: восприятие того, что количество пассажиров изменилось, объясняется фотографиями и фильмами, снятыми с разных точек зрения, а также незнанием дизайна автомобиля. Лимузин имеет два вспомогательных прыжковых сиденья, которые оставляют на месте, когда в автомобиле размещаются дополнительные люди - таким образом, автомобиль может вместить четырех или шести пассажиров. Агенты на передних сиденьях и в перегородке часто заслоняли двух передних пассажиров от глаз.

Форрест Гамп

Скорее всего, вы помните эту знаменитую линию в коробке конфет, верно? Том Хэнкс в самом деле говорит: «Жизнь была похожа на коробку конфет». Сторонники утверждают, что мы вступили во временную смену, когда наши воспоминания свергают и вспоминают разные версии из другой параллельной вселенной.

Пояснение: правда в том, что обе версии линии существуют. В рекламный материал была включена более знакомая фраза «есть», а в версии фильма - «была». Противоречие возникает из-за того, что люди не знают, что существуют разные версии.

В конечном счете, эффект Манделы существует, потому что Интернет является мощным инструментом для распространения дезинформации, и люди будут взаимодействовать с материалом из-за интереса и интриг, а не из-за опасений по поводу точности и достоверности - как это видно на фоне появления поддельных новостей и дезинформации.