На этой неделе Президент Украины Владимир Зеленский находился с рабочим визитом на Харьковском Заводе им.Малышева и был шокирован ситуацией с производством танков для украинской армии.
В частности Владимир Зеленский заявил:
Я в шоке, что касается статистики. Нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили мы с вами, один танк для ВСУ. Статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год.
Чтобы мы понимали, кто у нас заказчик, чего, сколько танков, почему мы для кого-то, для Таиланда делаем, а для Украины не делаем. Почему у нас есть прекрасные самолеты, прекрасные конструкторы, только мы ничего не производим и ничего не летает?
Действительно удручающая статистики для страны, заводы которой при СССР, 30 лет назад могли не только производить танки, но и конструировать по настоящему грозные боевые машины.
А как же дела обстоят в действительности с танковой промышленностью Украины? Может ли Украина на сегодняшний день построить танк, хоть и разработки СССР?
Справедливости ради стоит сказать, что Украина уже не первый десяток лет испытывает проблемы с ВПК, в частности производства танков и комплектующих к ним. Когда Владимир Зеленский констатирует, что за десять лет был построен лишь один танк для ВСУ, то это не совсем так. Действительно новых танков Украине не производит, от слова совсем. Все те танки, которые идут в армию или на продажу в разные страны мира, являются не более чем взятыми с хранения, после чего отремонтированы или в лучшем случае модернизированы. Этому помогло огромное количество бронетанковой техники оставшееся от частей находившихся на территории современной Украины, а так же той, что оказалась там при выводе группировок войск СССР из стран Варшавского договора.
Многие, скорее всего, видели подобные "танковые кладбища"... это и есть, как говорится, задний дворик Завода им. Малышева
Хоть Украине и повезло, что почти весь замкнутый цикл производства танков, оборудования и запчастей к ним ей достался от СССР за исключением танковых орудий и брони, с которой Мариупольские заводы испытывали технологические сложности в производстве, а теперь и экономические.
Принципиальным было отсутствие на Украине пушки, она поставлялась из Перми, и без нее танк не мог существовать. И более того стволы орудий имеют ограниченный ресурс выстрелов, что при интенсивном использовании превращает его в расходник. Документация на пушку, была, но отсутствовала технологии ее производства. Производство удалось развернуть в сжатые сроки потому, что на Украине имелось предприятие, выпускающее утяжеленные трубы для нефтегазодобычи - завод им. Фрунзе в. Сумах. Толчком для этого стало контракт на 450 танков Т-80 для Пакистана. Эти орудия с индексом КБА-3 являются аналогичными орудиям 2А46М по конструкции, фактически копия. По разным данным КБА-3 имеет меньший ресурс ствола от 300 до 700 выстрелов подкалиберным снарядом против 1200 у 2А46М. Это было в 1997году. Завод в Сумах был закрыт в начале 2000-х. На сегодняшний однозначной информации нет, но ОАО «Старокраматорский машиностроительный завод» показал танковую пушку собственного производства, прошла ли она государственные испытания и пошла ли в серию не известно.
С броней для украинских, а также другой бронированной техники постоянно возникают проблемы. Основным поставщиком брони был мариупольский завод «Азовмаш», который уже несколько лет находится на стадии банкротства и практически на линии фронта с ДНР.
Из-за проблем с невозможностью проката брони менее 6 мм,по крайней мере это послужило одной из причин по которой, начали применять броню от других украинских и зарубежных поставщиков. Последовавшая череда скандалов с трещинами в корпусах бронетехники на ряде бронетанковых заводов и начавшиеся судебные процессы выявили порочную коррумпированную практику изготовления и приемки военной техники.
На танкоремонтных заводах производили только капитальный ремонт бронетанковой техники. Производить танки и другую бронетехнику они не могут, их задача – разобрать танк, провести дефектовку, заменить изношенные детали на новые, собрать и передать в войска/закащику.
Восполнение потерь украинской армии на Донбассе производится не за счет новых танков, а путем модернизации старых корпусов с хрения и строевых в частях. На заводе Малышева и танкоремонтных заводах переоснащают танки Т-64 и Т-80 различных модификаций до требуемого уровня и отправляют в армию. Кроме того в ход пошли даже Т-72, ремонт которых наладили во Львове. Большего в разоренном и разрушенном государстве сделать уже невозможно.
Подписывайтесь на мой канал. Ставьте палец вверх. Делитесь своим мнением в комментариях.