Найти в Дзене
Это интересно!

Знания об окружающем мире мешают решению даже самых элементарных математических задач.

Оглавление


Математическая мысль рассматривается как вершина абстрактного мышления. Но способны ли мы отфильтровать наши знания о мире, чтобы он не мешал нашим расчетам?

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/47/geometry-1044090_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/47/geometry-1044090_960_720.jpg

Исследователи из Женевского университета (UNIGE), Швейцария, и Университета Бургундии Франш-Конте, Франция, продемонстрировали, что наша способность решать математические проблемы зависит от нематематических знаний, что может привести к ошибкам.

Результаты исследования показывают, что математики высокого уровня могут быть введены в заблуждение некоторыми аспектами своих знаний о мире и не могут решить элементарные задачи на сложение и вычитание уровня начальной школы.

Из этого следует, что эта предвзятость должна учитываться при преподавании математики.

Преподавание математики в школе основано на примерах, взятых из повседневной жизни. Будь то сложение апельсинов и яблок для приготовления пирога или разделение связки тюльпанов на количество ваз для создания букетов, мы овладеваем математическими знаниями на конкретных примерах.

Но в какой степени выбранные примеры влияют на способность ребенка использовать математические понятия в других контекстах?

Исследователи из UNIGE и Университета Бургуна Франш-Комте проверили степень, до которой наши земные знания мешают математическому рассуждению, представив двенадцать задач двум разным группам.

Первая группа состояла из людей, прошедших стандартный университетский курс обучения, а вторая группа состояла из математиков высокого уровня.

По словам исследователей факультета психологии и педагогических наук UNIGE, ученые предполагали, что и те и другие будут полагаться на свои знания о мире, даже если это приведет к ошибкам.

Сталкиваясь с числами, мы, как правило, представляем их мысленно либо в виде групп, либо в виде значений на осях.

Учеными были разработаны шесть задач на вычитание для 5 класса (т.е. для учеников в возрасте 10-11 лет), которые могут быть представлены в виде групп, и шесть других, которые могут быть представлены в виде значений на осях.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/09/15/50/learn-2387228_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/09/15/50/learn-2387228_960_720.jpg

Но все они имели одинаковую математическую структуру, одни и те же числовые значения и одно и то же решение. Только контекст был другим.

Эти задачи были представлены в двух различных контекстах.

Половина задач заключалась в подсчете, например, количества животных в стае, стоимости еды в ресторане или веса стопки книг (элементы, которые можно сгруппировать по каким либо признакам).

Пример задачи первого типа:

У Сары было 14 животных, среди которых были и кошки и собаки. У Клары было на две кошки меньше, чем у Сары, и столько же собак. Сколько было животных у Клары?

Второй тип задач требовал, например, расчета того, сколько времени требуется для строительства собора, на какой этаж подъезжает лифт или какого роста человек (элементы, которое можно представить в виде горизонтальной или вертикальной оси).

Пример задачи второго типа:

Когда первый Смурф забирается на стол, его рост вместе со столом составляет 14 см. Второй Смурф на 2 см короче, чем первый. Он забрался на тот же стол. Какого роста вместе со столом будет второй Смурф?

Все эти математические задачи могут быть решены с помощью одного вычисления: простого вычитания.

Это происходит инстинктивно для типа задач, представленных на оси (14 - 2 = 12, в случае со Смурфами).

Но для задач, описывающих группы, люди автоматически пытаются вычислить индивидуальное значение каждого элемента группы, что сделать невозможно.

Например, при решении заданий с животными люди сначала пытаются вычислить количество собак, которое есть у Сары. Исходя из условий задания это невозможно. Хотя для ее решения достаточно просто от 14 отнять 2.

Ученые полагались на тот факт, что ответ на задания с животными будет труднее найти, чем на задачи со Смурфами, несмотря на их общую математическую структуру.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/15/09/40/board-2853022_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/15/09/40/board-2853022_960_720.jpg

В ходе исследования были получены следующие результаты:

В группе людей, прошедших стандартный университетский курс обучения, 82% правильно ответили на вопросы, связанные с представлением оси, и только с 47% - на вопросы, связанные с группировкой элементов.

В 53% случаев испытуемые считали, что решения задачи не существует, что отражает их неспособность отвлечься от своих знаний об упомянутых в заданиях элементах.

Среди математиков-экспертов 95% правильно ответили на вопросы, связанные с представление оси, и только 76% - на вопросы, связанные с группировкой элементов.

25% экспертов считали, что решения задачи не существует, хотя они были на уровне начальной школы.

Было также выявлено, что участникам, в ходе выполнения заданий, мешали их сложившиеся представления об окружающем мире. Поскольку решение задач, связанных с группировкой объектов происходило медленнее, чем решение “осевых” задач.

Полученные результаты свидетельствуют о значительном влиянии наших знаний о мире на нашу способность использовать математические рассуждения.

Они показывают, что при решении проблемы нелегко “отключить” воображение. Таким образом, ученые утверждают, что мы должны учитывать эту предвзятость в математическом образовании.

От того, как формулируется математический вопрос зависит продолжительность выполнения задания и результат, в том числе и у экспертов. Из этого следует, что человек не можем рассуждать полностью абстрагируясь.

По рекомендациям ученых, необходимо внедрять образовательные инициативы, основанные на методах, которые помогают учащимся познакомиться с математической абстракцией.

***