Найти в Дзене
Маруся Рассказчица

Надёжное плечо

Три месяца назад бывшая школьная учительница (после университета Юля честно и искренне проработала в школе), благодаря хорошим знакомствам, перешагнула порог мужского института и заступила на должность преподавателя русского языка и культуры речи кафедры ИЯиКР. Несомненно, это была удача. Новая зарплата в два раза превышала прежнюю коллектив преимущественно мужской. «Когда девушке 25, а она не замужем,- сказала мама, -этот факт немаловажный». Юлька, было встрепенулась поспорить с родным человеком, но промолчала, осознав правоту материнских слов. К обращению «Юлия Ивановна» ей было не привыкать, но во многом другом к институту следовало адаптироваться. Например, к словам «рапорт», «плац» и «наряд» не в значении «платье», а в значении уважительной причины, по которой курсант не только не выполнил домашнее задание по не понятному для него предмету «Культура речи», так еще и засыпает у нее на глазах во время занятия. Поставить два - жестоко и несправедливо: человек сутки не спал. Сдел

Три месяца назад бывшая школьная учительница (после университета Юля честно и искренне проработала в школе), благодаря хорошим знакомствам, перешагнула порог мужского института и заступила на должность преподавателя русского языка и культуры речи кафедры ИЯиКР. Несомненно, это была удача. Новая зарплата в два раза превышала прежнюю коллектив преимущественно мужской. «Когда девушке 25, а она не замужем,- сказала мама, -этот факт немаловажный». Юлька, было встрепенулась поспорить с родным человеком, но промолчала, осознав правоту материнских слов.

К обращению «Юлия Ивановна» ей было не привыкать, но во многом другом к институту следовало адаптироваться. Например, к словам «рапорт», «плац» и «наряд» не в значении «платье», а в значении уважительной причины, по которой курсант не только не выполнил домашнее задание по не понятному для него предмету «Культура речи», так еще и засыпает у нее на глазах во время занятия. Поставить два - жестоко и несправедливо: человек сутки не спал. Сделать вид, что ничего не случилось - непедагогично и как-то трусливо.

Первое время Юлия : Ивановна страшно мучилась в своем стремлении соединить будущих оперов и культуру речи. А потом - ничего. Золотая середина нашлась где-то между сочувствием курсантов к стараниям молодой преподавательницы и ее терпимостью к тяготам и неудобствам их службы. «Культурная Юля», как за глаза называли ее первокурсники, карала двойками только откровенных наглецов и хамов, но такие, к счастью, встречались редко. В знак признательности основная масса учащихся с тяжелым вздохом пыталась понять особенности русского ударения, открывая для себя слова «звонИт», «договОр», «квартАл», а Юлия Ивановна в свободное от занятий время изучала институтский коллектив, робко надеясь найти в мужском институте пресловутое надежное плечо, о котором так любила повторять мама. Погоны вокруг были. Готовящийся к законной пенсии полковник Ветров, горевший желанием соединиться в повторном браке с дамой от 25 до 35 включительно; задержавшийся в юношах Антоний (Антон Павлович ему как-то не шло) и группа очень приятных во всех отношениях товарищей офицеров с одним на всех существенным «но» - женатые. Спрашивается, где же плечо?

В силу романтичности натуры (издержки фил-фака) Юлия Ивановна верила В Судьбу и непростительно долгое время (твердое мнение мамы) совершенно серьезно полагала, что та свое дело знает беспокоиться нечего. Но то ли Судьба халтурила, то ли принцы на складе закончились как раз на Юлии Ивановне, а вопрос о плече до сих пор оставался открытым.

Между тем, социум в лице мамы, родственников, знакомых (исключительно доброжелательно настроенные по отношению к Юле люди) не дремал и бил тревогу по поводу благополучия ее личной жизни. Потому что это только по телевизору и в глянцевых журналах - бизнес- вумен, а в Саратове: «Такая хорошая девушка и не замужем» - сокрушенное качание головой, тяжелый вздох и сочувственные интонации обязательны.

Юля внутренне бунтовала, но полностью игнорировать общественность не могла, поэтому, чего уж скрывать испытывала душевный дискомфорт.

Занятие, как обычно, началось с приветствия. Отличник учебы, ответственный и исполнительный курсант Петровский доложил о готовности взвода в течение ближайшего академического часа как губка впитывать знания. Юлия Ивановна не разделяла безоговорочного оптимизма Петровского, но приветливо поздоровалась с группой и с воодушевлением объявила тему: «Этикет». Затем с незаметным вздохом оглядела аудиторию: несколько живо интересующихся, «болото» и Бунтарь. Петровский не в счет, он человек-устав. Юлия Ивановна относилась к замком взвода с невольным уважением: в трудные минуты начального периода се педагогического творчества он умел гаркнуть: «Заткнитесь все!». Удивительно, но факт. Незамысловатая фраза Петровского действовала на группу магнетически, и молодой преподаватель мог дальше спокойно рассуждать о культуре речи.

Пока будущие офицеры усердно делали вид, что повторяют домашнее задание, она предавалась размышлениям не по теме.

Юля грустила: назавтра календарь обещал Международный женский
день 8 Марта, который вызывал у Юлии Ивановны крайне негативные эмоции. «Черт бы побрал эту Клару Цеткин, -выругалась про себя преподавательница культуры речи. Устроила праздничек!» .

По мнению Юли, для любой одинокой девушки‚ женщины ‚бабушки 8 Марта испытание на прочность, потому что именно в этот день каждый мужчина с букетом, встреченный на улице и спешащий не к ней, вызывает у выше указанной категории лиц прилив зависти и обиды.

Не спасает ни открытка от коллектива все с той же желтой веткой, ни гордый девичник (вот и еще один год пролетел, а мы все те же - милые, умные, непристроенные), ни оптимистичный настрой мамы: «А вот в следующем году все будет по-другому: за черной полосой - белая».


Нет. Грустно -и точка. А насчет полос, так есть ‚ еще и серый цвет, просто он - надолго.

К 25 годам Юлия Ивановна хорошо знала об издержках праздника и загодя искала пути выхода из эмоционального кризиса.

«Ну, как говорят, перед смертью не надышишься, кто учил, тот все знает, а кто не учил...» - отбросив мрачные мысли, Юлия Ивановна оглядела группу. Ей искренне хотелось угадать среди одновременно пригнувшихся после ее слов затылков подготовленную голову. «Эх, надежное плечо, параграф в учебнике и то непосильная задача»‚ -без всякой надежды на успех подумала она. Неожиданно над последней партой взметнулась рука. Юлия Ивановна невольно напряглась: «Бунтарь». Впервые за три месяца.

Знакомство с армейцем (курсант Быстров поступил в институт после армии и был старше сокурсников) случилось на ее первом занятии. После пламенной речи Юлии Ивановны о значении культуры речи для имиджа сотрудника ОВД темноглазый парень поднял руку и сказал, что мат в российской среде дело обычное, без него ни начальство, ни подчиненные не обходятся, а с бандитом на Вы он разговаривать не собирается. Простота и логичность суждения нашли молчаливый отклик в массах, который начинающий преподаватель не мог не почувствовать. Взвод с тех пор у Юли значился в трудных. Противоборствующие стороны шли на компромисс ради зачета в сессию. Бунтарь на занятиях отмалчивался, следил за преподавательницей настороженным взглядом, от которого у Юли горели щеки, но колкостей не говорил, добросовестно выполнял обязательные тесты и контрольные. В любой другой группе она бы в такой ситуации обязательно пошутила на, тему «Лучше поздно, чем никогда», но в данном случае поостереглась и вежливо кивнула, приглашая к ответу.

Быстров блистал. Такого ответа она не ожидала не только от Бунтаря, даже от зубрилки Петровского. «Какое у него хорошее лицо, неожиданно для себя подумала Юля, суровость во взгляде, а губы пухлые, мальчишеские, да еще и ямочки на щеках». Быстров словно прочел ее мысли и резко перевел взгляд от аудитории на преподавателя. «Так, - одернула она себя внутренне, ты на занятии, он -курсант».
- Завершая свое выступление, хочу рассказать еще об одной этикетной традиции искусстве дарить цветы.
Эта фраза почему-то смутила Юлю. «Да что это со мной?» —в который раз за последние 20 минут подумала она. Ей вдруг захотелось остановить докладчика, сославшись на тот факт, что тема этикета слишком обширна для одного занятия, но группа слушала с неподдельным интересом.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки


- Цветы, подаренные даме, не просто букет, это признание. Каждый Цветок, даже его цвет, умеют говорить. Например, гвоздика, казалось бы, цветок официальных праздников. На самом деле, обычная гвоздика символизирует очарование и женскую любовь.
Гвоздика произрастала на Ближнем Востоке и была культивирована в течение последних 2000 лет. Некоторые ученые полагают, что имя «гвоздика» происходит от слова «корона», в честь цветов, которые использовались на греческих церемониальных торжествах. Красные гвоздики выражают восхищение, тогда как темно-красный цвет обозначает глубокую любовь. Белые гвоздики указывают на чистую любовь и удачу.

- Спасибо, Быстров, прекрасный ответ, не ожидала. Присаживайтесь, пожалуйста.
-Я могу продолжить.

- Спасибо, достаточно.

-Еще одну фразу о цветочном гороскопе. Месяц рождения определяет цветок, к примеру, с 1 по 10 мая.
Юлия Ивановна покраснела еще гуще, ее день рождения приходился на 7 мая.
- Родившиеся в этот период женщины, воспользовавшись заминкой, продолжил Быстров, - ландыши. Щедрое, открытое сердце Ландыша является причиной того, что он может быть сорван беспощадной рукой собирателя гербария или просто любителя тонкого аромата… Женщине-Ландышу необходим защитник, так называемое надежное , плечо, например, мужчина-Чертополох. На работе у Ландыша все в порядке, хотя чрезмерное рвение подчас действует на нервы начальству.

Домой Юлия Ивановна возвращалась в задумчивости. В сотый раз прокручивала эпизод занятия и никак не могла понять, что так взволновало ее в столь обычной ситуации.

Утром 8 Марта она проснулась в приподнятом настроении. «Да черт с ней, с этой Кларой!» - весело подумала Юля, когда неожиданно раздался звонок в дверь. Мама поспешила открывать, а дочь прислушивалась к шуму с недоумением. Вскоре в проём комнаты просунулась голова в бигуди (представительница старшего поколения свято чтила праздник придуманный революционеркой).

-Не спишь? Тебе цветы, - она протянула дочери охапку гвоздик —красных, темно-красных и ослепительно белых. - Мальчишка принес, от кого не говорит.

Счастливая Юлия Ивановна порывисто прижала букет к лицу и рассмеялась. Из цветов выпала записка: «Ландышу от Чертополоха».