Найти тему

Человек родился!

Человек родился! Закончился один процесс и начался другой. Не менее интересный, не менее сложный, напротив — долгожданный, заманчивый, неизведанный и очень-очень непростой. По мнению психологов, рождение — первая травма, которую переживает ребенок. И это травма настолько сильна, что вся последующая жизнь может проходить под знаком этой травмы. Продолжая разговор о возрастных кризисах, через которые проходит человек, рождение — это тоже кризис, кризис новорожденности. Потому что ребенок переходит из одной среды (внутриутробной) в другую — внеутробную. Что происходит? Без взрослого ребенку не выжить. Он полностью зависим от человека, который рядом. Взрослый проявляет заботу, обеспечивает безопасность, кормит , дает тепло. Без всего этого младенец погибнет через несколько часов. Новорожденный беспомощен, у него нет никаких «готовых»форм поведения, кроме врожденных рефлексов. Он отделился от матери физически, но физиологически очень тесно с ней связан. Выживание, развитие и становление как личности ребенка напрямую зависит от отношений, сложившихся между ним и матерью. Единственное, что пока хорошо умеет малыш — это кричать:) Криком и плачем он дает знать взрослому о том, что голоден, о том, что ему холодно, о том, что ему больно. Сначала взрослому трудно понять требования ребенка, но к концу первого месяца мама привыкает и распознает крик и плач ребенка на ту или иную ситуацию. И ребенок понимает, что он защищен, он спасен, он обеспечен всем, что требовалось. Есть взрослый(как правило мама), который прибежит на помощь в любой ситуации, который поймет почему плачет малыш и удовлетворит его потребность. Уже не так страшно..Ребенок ощущает себя в безопасности, в окружении заботой и вниманием. Он привязывается к нему, узнает. Со временем плачет и требует чуть тише, при виде лица матери будто понимает, что сейчас всё будет сделано для него — успокаивается, ждет:) так появляется комплекс оживления, что является положительно окрашенной эмоциональной реакцией на лицо мамы. Появляется улыбка, как первый шаг к общению, своего рода коммуникативный навык.Чем в этом смысле отличаются дети, живущие в детских домах? Дети, обделенные в эмоциональном смысле заботой и вниманием взрослых (а в этих учреждениях, как известно отношение к детям несколько иное, чем в нормальной семье) очень отличаются от детей, которые растут и развиваются с заботливыми и любящими родителями. Таких детей даже называли «потолочные дети» и знаете почему? Потому они лежат в своих кроватях,видя перед собой один потолок. Их редко берут на руки, гладят, целуют и ласкают. Их взгляд устремлен в одну точку, эмоциональная сфера развита слабо, реагирование на любого рода раздражитель медленное и эмоционально не окрашено. Я начала сегодняшний разговор с травмы. Травмы, которую ребенок получает при рождении, проходя через родовые пути матери и оказавшись в непривычных для него условиях. Из теплого, «насиженного», уютного полумрака — лона матери в холодное с ярким светом помещение, с чужими голосами, руками, пеленками...И вот то, как будет встречен новый человек, в какие руки попадет, будет ли сразу приложен к груди матери, будет ли обласкан ею, любим, нужен ей и необходим - и будет залогом дальнейшего благополучного развития малыша. Мама нужна ребенку не только для акта сосания, как биологически необходимый объект. Она нужна ему просто так, как мама....Как человек, к которому он должен привязаться. Здоровый эмоциональный фон, безусловная любовь и внимание также необходимы малышу, как еда, питье, тепло и другие биологические потребности.