Найти тему
В лабирине сказок

Четыре вечные женщины. Архетип Матери

Оглавление

Авторы: Евгения Ермакова, Гелла Слабко и Катерина Плетнер

Русские крестьянки в традиционных костюмах,
Нижегородская губерния, 1867 год
Русские крестьянки в традиционных костюмах, Нижегородская губерния, 1867 год

"Понимание женщины соответствует пониманию психического" – пишет юнгианский аналитик Тони Вульф в начале двадцатого века, исследуя принцип феминного при описании собственной теории типов женской психики. Она рассматривает исчезновение женского в протестантизме и западной религии, а также утрату души вместе с материализовавшимися богами античности.

В наши дни, несмотря на преобладающее большинство женщин-психологов материнского типа, в мире психологии ведущую роль занимает принцип Логоса. Патриархальные установки по-прежнему уводят нас от понимания и признания женского, а это значит, что мы не в состоянии понять и признать психическое. Но одновременно с этим сегодня у людей есть неутолимая потребность в обновленном божественном женском духовном начале, стремление к поиску и укреплению женского духа.

Книга Люси Энн Сайкс и Мери Диан Молтон “Четыре вечные женщины”, посвященная типологической модели женской психики, предложенной Тони Вульф, начинается с матери, как и рождение человека.

Материнский тип, пожалуй, самый знакомый и вместе с тем самый сложный для исследования. При изучении материнского типа женской психики существует опасность провалиться в буквальное.

По словам ученика Юнга Эриха Ноймана, “когда аналитическая психология говорит об изначальном образе или архетипе Великой Матери, она не указывает ни на какой конкретный образ, существующий в пространстве и времени, а на внутренний образ, действующий в человеческой душе”. “Вечное присутствие” изначального образа Матери невидимо, непредставимо, – это психический феномен, но оно может быть проявлено и пережито в определённых душевных образах. 

Структурная форма женской психики Мать является неким шаблоном, содержащим в себе проявления психического феномена в образах, которые могут быть восприняты и упорядочены сознанием. В исследовании задача сознания заключается в том, чтобы проследить, почувствовать, отобразить и воспринять бессознательное содержание в символической форме образа через структурную форму женской психики, обозначенную как Мать, ибо по словам Юнга “психическая сущность может быть сознательным содержанием, то есть, может быть представлена только если обладает качеством образа и потому представляема”.

Гардероб Матери

Art by Olga Haidamaka
Art by Olga Haidamaka

Используя метафору гардероба Матери мы можем пройти путь от коллективных одежд к собственной идентичности и совершить путешествие к Праматерям для индивидуации в настоящем. Обратившись к материнской одежде разных времен и народов, к гардеробу современной матери и собственным одеждам можно исследовать персону, тень и анимус женщины с преобладающим материнским типом. Создание эскизов из ткани позволяет прислушаться к отношениям между эго и бессознательным в собственной истории.

Если рассматривать одежду в качестве символа, можно обратимся к элементарному типу женского по Эриху Нойманну и к личностному-ориентированному типу по Тони Вульф, чтобы углубиться в понимании архетипической основы типа и его проявлений в индивидуальной психике. Уподобившись в этом процессе алхимикам, соблюдая ритуал, возможно обнаружить и обозначить архетипические оси координат психики взрослой женщины, а одежда и ткани могут послужить светочем и указателем пути на этом непростом маршруте.

Это поистине опасное путешествие. Ведь, по словам одной американской юнгианки, исследовавшей работы Тони Вульф, в архетипе Матери содержится "все многообразие человеческих отношений, от тончайших нюансов появления нежности, до самых диких взрывов ярости".

Фотографические образы

Фоторабота Геллы Слабко
Фоторабота Геллы Слабко

Структурную форму Матери можно проследить двигаясь из нашего прошлого к реальности через фотографические образы. Отталкиваясь от внутреннего (воспоминания, сны, чувства, мысли) и внешнего (время, место, культура), отмечая позитивные и негативные аспекты этой формы психики в личном и коллективном, через дискуссию возможно ощутить душевный образ Матери и понять, как он отражает драму повседневности. 

Запечатлеть и исследовать образ Матери можно через наши руки. "Руки матерей сотканы из нежности – дети спят на них спокойным сном", – писал Виктор Гюго. Из чего ещё сотканы руки Матери? Какие они, руки наших матерей – дарящие жизнь или смерть, вдохновляющие или безумные, инфантильные или полные сил, ядовитые или исцеляющие? 

Сказочные и астрологические образы

Art by Lisa O'Malley
Art by Lisa O'Malley

Тут можно говорить о Луне и внутреннем образе Матери.

"Наши первые значимые отношения – это отношения с матерью, она – наша первая в жизни любовь, и то, что происходит в отношениях с ней, становится прототипом последующих близких отношений. То, что происходит между нами и матерью, образует "лекало" внутренних ожиданий, по которому мы "выкраиваем" свой дальнейший опыт близких отношений. Наше прошлое, особенно наше детство, со всеми его надеждами, страхами и ожиданиями, со всеми его радостями и ужасами, записано и хранится в нашей памяти и может быть прочитано в карте"
~ Говард Саспортас, "Луна как сигнификатор отношений"

Каждая из планет в аспекте с Луной окрашивает наши отношения с матерью тем или иным образом.

Меркурий говорит о том, насколько сложно или легко нам было доносить до матери то, что мы хотели, каким было общение, понимание между нами. Венера вносит представления о привлекательности и красоте. Смешиваются два принципа – материнский и эротический. Марс указывает на возможные столкновения и трения с матерью, борьбу за территорию. Юпитер на эмоции, и колебания в настроении. А также мать, которая не ограничивает себя только материнством. Сатурн на эмоциональную отстраненность. Возможно, мать, обремененную проблемами и трудностями, или занятую. Уран вносит неопределенность, элемент ненадежности и непостоянства в отношения с матерью. Говорит о ее любви к свободе и независимости, к дистанции в отношениях. Нептун говорит о границах, слиянии с матерью. Он связан с образами жертвы и спасения. Плутонический образ матери – хтонический, темный, несущий опасность и смерть. Чувства матери и те, чувства, которые она вызывает – сложные и разрушительные.

vlabirinteskazok.ru